Дмитрий Викторович Лобусов (dmitry_v_ch_l) wrote,
Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l

Судьба быть первым.

5 мая 2014 года исполнилось ровно пять лет, как первый в мире атомный ледокол "Ленин" открыл новую страницу в своей истории - атомоход стал музеем.

  Четверть века назад а/л "Ленин" был выведен из эксплуатации. Министерство морского флота уже готовило приказ о списании уникального судна и отправки его на утилизацию. Казалось, атомоход постигнет судьба ледокола "Ермак". В лучшем случае - потомкам оставят на память якорь, и на этом закончится история пионера атомного флота. Судьбу судна решили люди, влюбленные в Арктику, люди, сделавшие первые шаги в профессии на "Ленине", люди, навсегда оставившие частицу своего сердца на первом атомном.
  Знаковую роль в жизни ледокола, как и полагается капитану судна, сыграл Борис Макарович Соколов. 40 лет под его началом на арктических трассах ледокол укреплял славу отечественного атомного флота. По предложению Бориса Макаровича, "Фонд поддержки атомного ледокола "Ленин" возглавил Анатолий Васильевич Александрович. Этому некоммерческому объединению удалось скоординировать действия людей, видевших атомоход уникальным музеем. Сейчас "Ленин" по праву может считаться визитной карточкой Кольского Заполярья.



  - Впервые я увидел атомный ледокол "Ленин" в 1970 году, - вспоминает заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП "Атомфлот" Андрей Смирнов. - В то время я проходил практику на гидрографическом судне "Петр Пахтусов". Мы находились в районе Диксона, как на горизонте увидели огни "Ленина". Я не представлял, что спустя год окажусь на первом атомоходе. Это была юношеская мечта, которой предстояло сбыться.
   В 1971 году Андрей Алексеевич вертолетом прилетит на борт "Ленина" из Диксона. Атомоход тогда работал в Енисейском заливе. Молодого гидролога Смирнова представят капитану Юрию Сергеевичу Кучиеву. Борис Макарович Соколов находился в отпуске. Мог ли в тот момент подумать начинающий специалист, что именно ему предстоит повести "Ленин" в последний выход на арктические трассы.

[Spoiler (click to open)]

Заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП "Атомфлот" рассказывает, что радость пребывания на уникальном судне быстро сменила тревога - волнение за свою профессиональную состоятельность.
  - Я переживал, хватит ли у меня знаний, полученных в училище, чтобы работать на атомном ледоколе, - говорит Андрей Смирнов. - Мысль о том, что ты должен соответствовать, возложенным на тебя обязанностям, не покидала. Благодаря экипажу привыкание, что называется вживание в команду ледокола, прошло быстро и хорошо.
  Сейчас бытовые условия на ледоколах устроены так, что моряк может один жить в каюте. А в те годы в норме вещей было размещение по два, три, а то и четыре человека.
  - Каюты никогда не закрывались, - отмечает Андрей Алексеевич. - В свободное от вахты время люди были постоянно вместе. В шахматном салоне собирались любители настольных игр и телевидения. Силами экипажа на ледоколе был построен спортзал и создан свой вокально-инструментальный ансамбль. Если появлялась передышка, команда могла организовать экскурсию, рыбалку, футбольный матч. На атомоходе существовало коммунистическое общество - в лучшем смысле этого слова.
  Планка, установленная а/л "Ленин", не могла быть снижена после его постановки на причал Морского вокзала. Специально под ледокол в Мурманске была построена единственная в городе набережная, проведены дноуглубительные работы, из трех понтонов смонтирован плавпричал... Многомиллионные затраты и титанические усилия людей не могли свестись лишь к одному созданию музея.
  - Первоначально, чтобы побывать на борту ледокола "Ленин", выстраивались очереди, - рассказывает первый заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП "Атомфлот" Мустафа Кашка. - Для того чтобы интерес не уменьшался, атомоход должен был стать больше, чем музей. Я всегда ратовал за создание на "Ленине" Информационного центра по атомной энергии.
  Первым шагом на пути к этому стало открытие выставки "Кольский атом" в рамках совместного проекта Мурманской области и европейской программы ТАСИС. Жилая палуба была переоборудована в выставочный центр, а смещение вертолетной площадки позволило оборудовать кинозал.
  Сейчас центр успешно работает на борту ледокола. Теперь посещение "Ленина" не ограничивается только знакомством с первым атомоходом. Экскурсионные группы имеют возможность узнать о работе предприятий атомной отрасли региона. Для юных посетителей реализуются программы, позволяющие сделать первые шаги в изучении ядерной физики, астрономии и географии.
  - Ледокол стал брендом Мурманской области, - говорит Мустафа Кашка. - Интерес к "Ленину" не уменьшается. Скажу больше, если взять последние годы, нам удалось снять напряжение, связанное с критикой атомного флота. Люди приходят на атомоход, знакомятся с историей его создания и видят, какое внимание всегда уделяется вопросам безопасности.
  Мустафа Мамединович охотно делится и ближайшими планами ледокола-музея. По его мнению, "Ленин" должен быть привлекателен для молодежи. Сверхзадача заключается в том, чтобы, посетив атомоход, молодые люди захотели прийти работать в Арктику, на "Атомфлот". А сейчас без современных технологий заинтересовать подрастающее поколение практически невозможно.
  В декабре этого года на борту ледокола будет реализован проект, финансируемый по программе приграничного сотрудничества Еврокомиссии "КолАрктик МП". Его итогом станет создание выставок на ледоколе «Ленин», в музее Тромсе «Полария» (Норвегия)и в «Арктикум-центре» Лапландского университета (Финляндия).
  Директор Арктического выставочного центра "Атомный ледокол "Ленин"  Александр Тимофеев рассказывает, что работы начались еще в мае 2012 года. В течение этих лет много времени ушло на всевозможные бюрократические проволочки, которые неизбежны при реализации масштабного международного проекта.
  - Проект называется "Арктикэкспоцентр "Атомный ледокол "Ленин", - говорит Александр Тимофеев. - Основной частью выставки станет атомоход. На "Ленине" будет смонтировано новое оборудование в четырех залах и коридоре. Посетители смогут узнать об истории создания атомного флота и ледокола "Ленин", увидеть развитие реакторных установок, познакомиться с технологиями плавания во льдах.
  Найдется место и для экспозиции, рассказывающей о природе Арктики и ее главном обитателе - белом медведе. В доступной форме гости ледокола узнают о перспективах развития арктического региона. Особое место будет посвящено Севморпути и созданию новых ледоколов.
  - В новом выставочном центре не понадобятся экскурсоводы, - делится секретами директор Арктического выставочного центра "Атомный ледокол "Ленин". - Современное программное обеспечение и оборудование позволят посетителям самостоятельно открывать для себя атомный флот и Арктику.
  Подобные технологии не применялись ни на одном выставочном и музейном пространстве Мурманской области. Ледокол "Ленин" вновь становится первым и на новом для себя поприще. Реализация проекта позволит атомоходу стать культурно-историческим центром Заполярья.

Управление коммуникаций Росатомфлота



"Побывать" на а/л "Ленин":

- 3D панорама



http://sergey-partizan.livejournal.com/189038.html

http://periskop.livejournal.com/645862.html
http://periskop.livejournal.com/646185.html

http://sergeydolya.livejournal.com/344429.html

http://serguntius.livejournal.com/187302.html

http://fotoflota.livejournal.com/12466.html

http://shok-darvina.livejournal.com/981499.html

http://igor113.livejournal.com/67067.html
http://igor113.livejournal.com/68280.html

Tags: РОСАТОМФЛОТ, а/л "Ленин", атомный ледокол, память
Subscribe
promo dmitry_v_ch_l may 10, 2011 15:13 34
Buy for 100 tokens
Как устроен атомный ледокол 1. Атомный ледокол "Ямал" 1.1 инфографика 2. Кое-что об устройстве ледокола и не только. 3. Как устроен ледокол (а/л "50 лет Победы") 3.1 Как устроен ледокол (С.Доля Часть 1) 3.2 Северный полюс. Устройство ледокола (С.Доля часть 2) 3.3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments