Дмитрий Викторович Лобусов (dmitry_v_ch_l) wrote,
Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l

Кое-что об устройстве ледокола и не только.

Многотомную и соответственно многотонную информация рассказывать не буду. Для справки: в информации по остойчивости ледокола вес документации указан – 1 тонна. Пробегусь коротенько и в общих чертах.
Для начала предлагаю посмотреть внутренне устройство и расположение кают (и другие фотографии) на сайтах туристических компаний, которые фрахтуют атомные ледоколы для организации рейсов на Северный полюс:

  1. Quark Expeditions
  2. Poseidon Arctic Voyages

Почему здесь? Просто для привлечения туристов фотографии сделаны профессионально и красиво. Увиденные вами каюты – это каюты экипажа, в которых во время круизных рейсов живут туристы.
В отличие от транспортных судов на ледоколе есть где "погулять". И различие в том, что ледокольщики гуляют по своей палубе, а транспортные моряки имеют возможность иногда почувствовать под ногами берег (справедливости ради надо заметить, что и моряки на   мелкосидящих атомных ледоколах иногда могут размять ноги в порту Дудинка).
Вот вертолётная площадка:




а/л "50 лет Победы"

Можно еще свободное время проводить так:



Или так:



Это спортзал ледокола "Таймыр".

А эта фотография показывает почему на носу не очень-то и погуляешь.

а/л "50 лет Победы"

Вот видны все палубы левого борта:

а/л "50 лет Победы"

Конечно самое любимое место прогулок экипажа  - это вертолётная площадка. К сожалению не нашел фотографии гулянья экипажа по вертолётке. Для непосвященного человека  - удар по психике. Я сам, когда это увидел - сильно был поражен.
Было это в 83-м году. Я на практике на лесовозе, идем в Енисей в порт Игарка с первым летним караваном. Утром выхожу на палубу и вижу, что нас на "усах" ведет а/л "Ленин". Бегом на бак (нос) и вижу: по вертолётке ледокола гуляют заключенные!?!?!?!?!?!
Такое первое впечатление от увиденного. Представьте: люди в ватниках, тулупах и т.п. теплой одежде идут кто один, кто парами-тройками по кругу друг за другом.
А теперь и сам иногда прогуливаюсь по ледокольному "Невскому проспекту". На вертолётке удобно - она, на ходу ледокола, почти всегда защищена от ветра, вид горизонта почти на 300 градусов вокруг - КРАСОТА! Да и одеваться в красивые домашние куртки или плащи - нет большого смысла, а чаще и не по сезону.  Теперь смотрите фото о случайной высадке на берег. Такое если и случается, то раз в четыре месяца, а то и вовсе не бывает.




Сколько эмоций! А ведь это не Париж или Рио-де-Жанейро.

А моряки они же как дети...



Теперь о надстройке атомных ледоколов. Немного истории. На первых ледоколах и вообще судах ледового класса надстройки были маленькие. Кто догадывается почему - зачёт. Для экономии энергии на обогрев. Запасы угля были ограничены и жечь его еще и на обогрев надстройки - большая и непозволительная роскошь. Зато судоводители во льдах несли вахту на самом верху, на открытом капитанском мостике. Вид был ещё тот. В больших валенках и тулупах (чтоб побольше можно было под них надеть) с вафельными полотенцами висящими на шее (носовые платки). После вахты - обязательно в баню.
Вот фотографии первого в мире ледокола "Ермак" . Видно, что надстройки практически нет.







л/к "Ермак" (первый)

В дальнейшем с появлением дизельных ледоколов и не такой привязанностью к бункеру, стало возможным увеличивать надстройку. Но
это объясняется не только возможностью, но и необходимостью. Во-первых: судоводителям дальше видно дорогу во льдах, чем выше они несут вахту; во-вторых: новая техника требовала и новых помещений; в-третьих: с увеличением мощностей ледоколов возрастало и сопротивление льда, увеличивались шум и вибрация в корпусе. И в итоге дошло до того, что на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" в корпусе вообще нет жилых кают.
На ледоколах нет необходимости сильно учитывать аэродинамику. При движении во льдах, сопротивлением ветра можно пренебречь. На мой взгляд самая красивая надстройка у ледоколов типа "Ермак" ("Красин",  "Адмирал Макаров") - не путать с первыми "Ермаком" и "Красиным", как раз и кажется аэродинамичной.

л/к "Красин" (новый

А еще я где-то в сети прочитал статью одного корабельного конструктора. Он спросил у главного конструктора а/л "Арктика": "Почему в каютах нет гальюнов". Ответ соответствовал существовавшим в то время критериям: "Строим атомный ледокол, а не гальюновоз".  К чести надо сказать, что ледокол "Арктика" действительно СУПЕР атомный ледокол. Лучше пока не придумали. Ведь последний атомный ледокол, достроенный в 2007 году -  "50 лет Победы"  это все та же "Арктика", с некоторыми изменениями обводов и надстройки (надо сказать, что гальюны теперь во всех каютах экипажа, и даже душевые).

И надстройка а/л "50 лет Победы" некоторых поражает:

атомный ледокол "50 лет Победы":



Tags: атомный ледокол, ледоколы, устройство ледокола, фото
Subscribe
promo dmitry_v_ch_l may 10, 2011 15:13 34
Buy for 100 tokens
Как устроен атомный ледокол 1. Атомный ледокол "Ямал" 1.1 инфографика 2. Кое-что об устройстве ледокола и не только. 3. Как устроен ледокол (а/л "50 лет Победы") 3.1 Как устроен ледокол (С.Доля Часть 1) 3.2 Северный полюс. Устройство ледокола (С.Доля часть 2) 3.3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments