Дмитрий Викторович Лобусов (dmitry_v_ch_l) wrote,
Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l

Мурманск - Земля Франца Иосифа - Северный Полюс

В сети обнаружил рассказ landy_art о путешествии на Северный Полюс на борту нашего ледокола летом 2012 года. Мне понравилось описание сего мероприятия (за что автору отдельное Спасибо!) и решил продублировать повествование сюда. Фотографии кликабельны и еще много на странице автора: http://landy-art.ru/helpful_information/garden/russia.html/id/369

Я совершила самое необычное и самое увлекательное путешествие в своей жизни – на атомном ледоколе ходила на Северный Полюс! Постараюсь описать все по порядку, хотя мысли путаются, а эмоции и чувства переполняют. Репортаж получился длинным, но, надеюсь, вы не устанете его читать, потому что Арктика – это очень интересный и завораживающий мир.

[Мурманск - читать...]
Мурманск
Все началось 5 июля, когда я села в самолет Москва-Мурманск и прилетела в самый большой город в мире за Полярным кругом. Сейчас здесь полярный день. Интересное явление – круглые сутки за окном почти ничего не меняется, лишь тени перемещаются по окружности. Думала, что будет трудно уснуть, но нет – спала в гостинице отлично! Из окна гостиницы удалось сделать и фото города, стоящего на берегу Кольского залива. Мурманск расположен на гористом рельефе и с высоких точек открывается хороший обзор. Город встретил меня криками чаек (море близко!) запахом сирени венгерской и жимолости, они зацветают здесь позже, чем у нас. Гуляла по городу и смотрела на озеленение (профессиональная привычка). Ассортимент видов ограничен в силу непростого климата, но зелень ухоженная. В Мурманске растут рябины, березы, сосны, лиственницы, ивы, сирень, роза ругоза, карагана, много жимолости. Хорошо, что они не делают в городе газоны и клумбы с однолетниками, а оставляют естественный травостой. Растения пышные – фотосинтезировать-то можно круглые сутки.
Над городом возвышается мемориал ЗАЩИТНИКАМ СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ - скульптура советского солдата и вечный огонь. В этих краях шли ожесточенные бои, погибло очень много наших ребят, но это единственное место, где фашисты не смогли перейти границу нашей Родины.
На следующий день снова гуляла по городу, заходила в порт. Погода была отличная. Синее-синее небо с облачками отражалось в воде залива. В порту у причала стоит первый в мире атомный ледокол «ЛЕНИН». Сейчас в нем устроен музей, продолжаются реставрационные работы. «ЛЕНИН» был построен в 1959 году. Этот легендарный ледокол работал 30 лет. За это время прошел более 650 тысяч морских миль и провел через льды 3 741 судно. Судно находится на балансе у «Росатома» - это не только музей, но и площадка для учений моряков, образовательный центр, где детям и взрослым рассказывают о мирном атоме. На борту ледокола бывают высокопоставленные гости, проводятся конференции и совещания.
Мурманск – незамерзающий порт за полярным кругом. Это, как вы знаете, обусловлено отголосками теплого течения Гольфстрим. Навигация здесь возможна и летом и зимой. Из Мурманска можно круглогодично отправляться на запад, а путь на восток связан со сложностями. Восточнее Кольского полуострова силы теплого течения уже не хватает и там властвует Северный Ледовитый океан. Северный морской путь, протянувшийся вдоль берегов России, большую часть года остается скованным льдами. Пройти по нему может только мощный ледокол. Он проводит за собой суда с различными товарами, танкеры с топливом. Таким образом, обеспечивается жизнедеятельность наших северных городов – Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси. А также Севморпуть – это кратчайший водный маршрут из Европы на Дальний Восток. Так что ледоколы созданы не для того, чтобы катать по Арктике туристов, а для других серьезных целей. Однако летом работы для них немного, и в этот период ежегодно организуется несколько круизов на Северный Полюс.

[Наш ледокол - читать...]
Наш ледокол
Вот в такой круиз мне и посчастливилось пойти. 7 июля мы сели на самый большой в мире атомный ледокол «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ» (а ни у кого, кроме России вообще нет атомных ледоколов). Черное судно с алой надстройкой ждало нас у причала «Росатомфлота» - огромное, величественное, яркое, могучее. Как многоэтажный дом, который может многие месяцы автономно ходить по морям-океанам. Внутри ледокола для нас был создан полный комфорт – удобные каюты, ресторан, бар, лекционный зал, сауна, бассейн, тренажерный зал и другие помещения. Кстати, на время круизов с туристами члены команды (кроме комсостава) уплотняются и живут в каютах на нижних палубах по двое. На дверях подписано, кто живет в каюте - у нас был 3-й механик. Всего на корабле находится около 120 туристов и экипаж более ста человек.
На ледоколе более 1500 помещений, и хотя только малая часть из них нами использовалась, я так до конца поездки не разобралась с устройством корабля. Постоянно плутала по палубам и мостикам, заходя не туда. Для нас проводили экскурсию по машинному отсеку. Впечатляет! Такое все огромное и сложное. И что поразило - идеальная чистота.  Здесь я узнала интересные слова для обозначения местоположения на судне - "носовее" и "кормовее".
По мере продвижения на север становилось все холоднее и холоднее. Через пару дней для прогулок на палубах приходилось надевать теплую куртку, сапоги и шапку. Наблюдать под ровный гул двигателей за морем, небом можно  бесконечно долго - похоже на медитацию. Огромный ледокол легко скользит по воде. Часто в небе можно было видеть необычную белую радугу. Иногда были и цветные, причем они виднелись не где-то вдалеке, а ледокол проходил сквозь них! Я не знала, что такое возможно - видишь радугу перед носом, а потом ее же за кормой... Нам повезло с погодой, почти не было качки, ветра, дождя.
Вдали от материка и от дома мы все же имели связь с внешним миром. Из радиорубки можно было позвонить по спутниковому телефону, отправить смс или написать письмо. Обратные письма нам приносили в почтовые ящики, которые были у каждой каюты.
Для тренировки спасения своего организма примеряла ярко-оранжевый костюм гидро-защиты. В нем человек может не замерзнуть в ледяной воде в течение 6 часов (а без него умрет через 6 минут) и не утонуть никогда.



Цель экспедиции
Говоря о жизни на ледоколе и о программе круиза, я забыла рассказать, как это все организовано. Есть некая команда иностранцев, которая фрахтует корабль и собирает туристов по всему миру. На нашем рейсе были русские, американцы, европейцы, представители Индии и Австралии, а также много китайцев. Главный называется экспедиционным лидером. Его звали Лори Декстер, англичанин, который живет в Канаде. Он совершал много арктических и антарктических экспедиций, в том числе переход на лыжах из России в Канаду через географический Северный полюс. Вместе с Лори поехала экспедиционная команда – около 10 человек. Они старались сделать нашу жизнь на ледоколе нескучной. Им это удавалось не всегда. Особенно скучное мероприятие – это их лекции об Арктике, рассчитанные по уровню на слабенького первоклассника американской школы. Лично я на лекции не ходила – с моим образованием, полученным в Московском университете, там было совсем уныло. Однако, среди нас был необычный человек – Дмитрий Банин. Он тоже закончил МГУ им.М.В.Ломоносова, сейчас живет в США, путешествует по Арктике и Антарктике и изучает животных. Дмитрий специально для русскоговорящей группы читал свои лекции. Помимо этого в его обязанности входило переводить для нас с английского на русский язык. По причине длительного проживания на чужбине Дмитрий стал немного забывать наш великий и могучий. Его переводы добавили особого шарма и весь корабль, включая команду, прислушивался к объявлениям по громкой связи. И можно было услышать что-то вроде: «Дамы и господа! Одевайтесь и выходите на палубу. Мы имеем белого медведя на левом борту».
Для развлечения туристов придумывалась программа. Помимо лекций были барбекю на свежем воздухе, праздник Нептуна, прием у капитана, коктейли с капитаном. В ресторане каждый день повара придумывали что-то новенькое и вообще, кормили нас пять раз в день. Блюда иногда были очень причудливые. Например, «консоме с трюфелями» - это оказалось коричневым бульоном, в котором плавал кусок манной каши… Мы стали тихо завидовать матросам, которых кормили в другой столовой котлетками, пловом, макаронами…
Главной целью нашей экспедиции было достичь Северного Полюса и по пути наслаждаться природой – прекрасными пейзажами и наблюдением за животными. Надо сказать, что это занятие не из простых. Чтобы увидеть животное, на мостике постоянно дежурили члены экспедиционной команды с биноклями и объявляли всем, если удавалось увидеть китов, моржей или белых медведей. Несколько раз мы видели китов, точнее их фонтанчики. Белые мишки тоже попадались – отдельные особи и медведицы с медвежатами. Каких-то ластоногих видели вдалеке на льдине, но лежбище нам не попалось. Самые интересные обитатели Арктики – белые медведи. Сначала их пугает приближение большого шумного ледокола, от которого вибрирует лет. Если остановить винты и подождать, медведи подходят все ближе и ближе. Наши руководители за Гринпиз, поэтому не допускали такого. Но совершенно точно известно, что моряки приучили медведей к попрошайничеству, бросая им с борта печенье и сгущенку. Медведи подходят прямо к борту корабля, встают на задние лапы. Без приманки медведи близко не подходили и сфотографировать их было довольно сложно.
Моряки
Вы можете удивиться – почему же я в таком восторге от поездки, если и лекции были скучными, и еда не очень, и животные далеко? Для меня главным восторгом оказалось знакомство с жизнью на судне, с его экипажем. Большую часть времени я проводила на мостике. Это большое помещение на самом верху ледокола с окнами по всему кругу, откуда ведется управление судном. Здесь можно смотреть в бинокль, разговаривать с моряками. Они всегда терпеливо отвечали на наши глупые вопросы: «Ой, а что это за кнопочка? А сколько осталось до Северного Полюса? А Вы видели, как кит показывал хвост? А какая здесь толщина льда?» На мостик часто заходил капитан Валентин Сергеевич Давыдянц – удивительный человек, мудрый и великолепный, мощный в прямом и в переносном смысле – как и его корабль. На корабле особая жизнь – в замкнутом пространстве иногда месяцами не сходя на берег. Коллектив здесь должен быть крепким и надежным, а капитан – непререкаемым авторитетом. Мне вспомнился анекдот, в котором бабушка рассказывала внучке о своей жизни и отметила, что в ее жизни была лишь одна большая и светлая любовь.
- И кто же, бабушка?
- Моряки!..
Теперь я очень хорошо это понимаю. Конечно, все люди на корабле разные, со своими особенностями, плюсами и минусами, но совершенно точно, что здесь нет слабаков и нытиков. Находясь с ними на одном судне (хоть и таком большом и мощном, но совершенно крошечном в масштабах океана и стихии), не испытываешь даже капли тревоги, а только приятное чувство защищенности и надежности. Как написали в нашем буклете «команда сделает все для обеспечения вашей безопасности» - так оно и есть.
Ребята поделились с нами своими фотографиями - они видят гораздо больше нас, когда ходят в рабочие, а не развлекательные плавания. Некоторые из этих фото помещаю здесь - это в основном животные.



Вода и лед
В начале экспедиции мы взяли курс на географический Северный полюс – точку с координатами 90 градусов северной широты. Маршрут был проложен не по прямой линии, а с таким расчетом, чтобы как можно большее расстояние пройти по открытой воде, безо льда. Поэтому сначала мы прошли на автопилоте Баренцево море, далее сквозь архипелаг Земля Франца Иосифа (ЗФИ) и потом сквозь льды. Сначала стали попадаться отдельные льдинки, потом ледяные пространства, сменяющиеся водой (здесь моряки, выбирая дорогу, говорили «идем по водичкам»). И наконец, мы вышли в открытый океан, который как раз трудно назвать открытым, потому что он покрыт льдами. Раньше я себе представляла, что в районе Северного Полюса сплошная белая ровная поверхность. Оказалось, что это не так. Здесь есть свой ледовый рельеф. Льдины плавают по поверхности воды, наезжают друг на друга, их края обламываются, вздымаются и образуются щетинистые гряды – торосы. Это самые труднопроходимые места даже для ледокола (моряки говорят "идти сквозь кусты"). Судоводители постоянно смотрят вперед в бинокль, заранее выбирая маршрут, позволяющий объехать торосы. Наш ледокол «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ» рассчитан на преодоление льда толщиной до 3 м. В торосах она бывает значительно больше. Тогда приходится преодолевать этот лед в несколько приемов: ход вперед – ход назад. Один высокий торос мы разбили только на 13-й раз. Ледокол прокладывает путь, не разрезая лед, а наезжая на него сверху и надавливая своей огромной массой. Для этого у него сделана специальная форма низа носовой части – загнутая кверху, как у лыжи.
Процесс раскалывания льда, выворачивание огромных голубых глыб можно наблюдать бесконечно – завораживает. За собой ледокол оставляет канал, полный мелких ледяных обломков. Обратно с Северного Полюса шли по своему каналу. Для моряков это была напряженная работа – объезжая торосы шли не всегда по прямой, к тому же лед дрейфует и местами наш канал был уже перекрыт. Но судоводители большие мастера и с пути не сбились, быстро и без тряски дошли до Земли Франца Иосифа.



Земля Франца Иосифа

Архипелаг насчитывает почти 200 островов и относится к Архангельской области. Почти 90% его территории покрыто вечными ледниками, распространена вечная мерзлота. В летний период верхний слой почвы немного оттаивает, и болотистая поверхность покрывается цветами, мхами, лишайниками. И это при том, что в самых теплых местах температура поднимается лишь на 1-2 градуса выше нуля. А арктических водах летом кипит жизнь. Из-за того, что солнце светит круглосуточно, бурно разрастается фитопланктон, его поедает зоопланктон. В Арктику заходят киты, для которых море становится просто супом с креветками. Обилие пищи привлекает рыбу и птиц. На ЗФИ можно видеть множество птичьих базаров – на отвесных скалах птички строят гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов, а на зиму улетают на юг. К одному такому базару (гора Рубини) мы подходили очень близко – сначала на ледоколе, а потом на лодках Zodiac.

На ЗФИ есть ледники, сползающие с гор к морю, и можно наблюдать рождение настоящих айсбергов. Не таких, конечно, больших, как в Антарктиде или в Гренландии, но тоже очень красивых.

Вся территория архипелага является федеральным заказником.

На Земле Франца Иосифа есть заброшенные и действующие полярные станции, где жили и живут исследователи, ученые, военные. На одну из оставленных станций мы высаживались, и это была наша единственная высадка на берег. Не так-то просто выпустить туристов на берег с корабля. Во-первых, надо получить согласование от военных и еще кого-то, чтобы иностранные шпионы не проникли. Во-вторых, обеспечить безопасность на берегу – есть вероятность нападения белого медведя. Совсем недавно медведь съел одного опытного полярника… И в-третьих, следить за туристами, чтобы они природу не губили и сами в болоте не утонули. Мне посчастливилось кроме прогулки по острову еще и полетать над ним на вертолете. Это подарок моих друзей – компании «Конверс-авиа» (г.Тверь), которые предоставляют вертолеты для арктических экспедиций. Летчик-ас Евгений Борисович показал нам великолепные виды. Кстати, вертолет использовался еще и для того, чтобы распугать в округе белых медведей.



Северный Полюс
Увлекшись рассказом о навигации, я пропустила самое главное, ради чего все было организовано. 12-го июля мы достигли географического Северного полюса Земли – это зафиксировали приборы. Случилось это ночью, но все вышли на палубу, поздравляли друг друга, пили шампанское. Что испытывают люди, стоя на вершине мира? Наверное, у каждого свои эмоции. Лично я почувствовала, что люблю и хочу обнять всех людей. С несколькими из попутчиков и попутчиц тут же и реализовала это желание. Сфотографировавшись с человеком в костюме белого медведя, все пошли спать. На утро было организовано празднование – круг вокруг земной оси, купание в проруби, барбекю на льдине. Самое сложное было найти подходящую льдину (поляну) без трещин и больших луж. И опять же – обеспечение охраны, чтобы никого не слопал медведь. Все сошли по трапу на лед, образовали круг в желтых куртках – типа хоровод вокруг Северного Полюса. Желающие, а их, надо сказать, было довольно много, купались в проруби. Причем, можно было либо просто окунуться, либо проплыть и коснуться борта корабля. Смелых и закаленных фотографировали с разных ракурсов, и даже особый фотограф-аквалангист снимал их прямо из воды.
Мы гуляли по льдине, фотографировали наш ледокол и его огромные якоря. А вот барбекю на льдине не получилось (перенесли в ресторан), потому что моряки заметили опасную трещину и просили всех срочно подняться на борт.
Отсюда путь – только к югу, в какую бы сторону мы не пошли. Но мы пошли домой.



Вот кое-что из того, что я узнала и почувствовала в Арктике. Когда закончилось путешествие, некоторые из нас (особенно чувствительные) плакали. За 12 дней произошло так много. Мы увидели столько красоты! Я ходила с постоянной блаженной улыбкой на лице. Даже если бы не было ничего кроме неба и моря – этого бы уже хватило для того, чтобы испытать восторг. У меня появились новые друзья из числа туристов – интереснейшие люди. Я подружилась с членами экипажа. И думаю – вот настоящие люди, настоящие мужчины, которые делают настоящую работу. Это вам не в офисе сидеть и продавать какую-нибудь фигню…
Не буду о грустном… Путешествие закончилось, но память о нем осталась. Мне кажется, что я поменялась, побывав на Полюсе. В каком-то смысле произошел переворот сознания. Но это еще надо осознать… Опять процитирую нашу брошюру: «Не увозите с собой ничего, кроме фотографий, хорошего настроения и ярких впечатлений. Не оставляйте в Арктике ничего, кроме частички Вашего сердца». Все так и есть – частичка моего сердца остается здесь.
Благодарю моих новых друзей за помощь в подборе фотографий!
Светлана Чижова
18.07.2012
Мурманск
Tags: Арктика, Мурманск, РОСАТОМФЛОТ, Северный Полюс, а/л "50 лет Победы", атомный ледокол, красота окружающего мира, лёд, фото
Subscribe
promo dmitry_v_ch_l may 10, 2011 15:13 34
Buy for 100 tokens
Как устроен атомный ледокол 1. Атомный ледокол "Ямал" 1.1 инфографика 2. Кое-что об устройстве ледокола и не только. 3. Как устроен ледокол (а/л "50 лет Победы") 3.1 Как устроен ледокол (С.Доля Часть 1) 3.2 Северный полюс. Устройство ледокола (С.Доля часть 2) 3.3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments