Дмитрий Викторович Лобусов (dmitry_v_ch_l) wrote,
Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l

Северный морской путь транзитом

Находясь на акватории Севморпути, в 3-х тысячах миль от Мурманска, ожидая подхода китайского контейнеровоза «Yong Sheng», мы зашли в порт Певек, и появилась возможность выйти в интернет.
Итак, 11 августа мы вышли из родного Мурманска и направились на работу по оказанию услуг ледокольной проводки всем желающим пройтись по акватории Северного морского пути. Но пока мы следуем в Восточный сектор Арктики, наша основная задача – принять на борт в порту Диксон высокую делегацию в составе: Генеральный секретарь международной морской организации Коджи Секимицу, заместитель министра транспорта Виктор Александрович Олерский, Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Владимирович Рукша, сопровождающие лица и журналисты российских СМИ.
Цель поездки Генерального секретаря ИМО (IMO – international maritime organization) -  в преддверии принятия «Полярного кодекса», самому посмотреть, что есть Севморпуть. Что такое ледовое судоходство, и как тут работается флоту.
14 августа мы пришли на рейд порта Диксон и встали на якорь. Через некоторое время показался а/л «Вайгач».

1.
Northern Sea Route 2013 - 01

Мы привезли для него свежие продукты, и он прибежал в Диксон с трассы за ними. Встал рядом с нами на якорь.
2.
Northern Sea Route 2013 - 02

С помощью нашего судового катера, в несколько ходок передали продукты коллегам, которые уже не первый месяц в море. Благо стояла хорошая погода, кстати, это был единственный день за весь рейс, с голубым небом, Солнцем и нежным бризом.
А вот так мы выглядели с борта «Вайгача» на фоне Диксона.

3.
Northern Sea Route 2013 - 03

Пока передавали продукты, капитан а/л «Вайгач» заскочил на пару минут, и мы с ним обменялись впечатлениями и информацией за чашкой кофе. Я ему рассказал о береговых новостях, он обрисовал обстановку на трассе Севморпути. В этом году сложились более тяжелые, чем последние несколько лет, ледовые условия в Карском море. Но его уже поджидал новый караван на Восток. И крепко пожав руки, пожелав друг другу Удачи, мы распрощались. «Вайгач» снялся с якоря и побежал помогать своим подопечным (о них чуть позже), а мы, используя хорошую погоду и судовой катер, организовали вылазку экипажа в Диксон.
4.
Northern Sea Route 2013 - 04

Но в это же время пришлось осваивать новый катер, приобретенный для пересадки ледовых лоцманов в открытом море. Ледовые лоцмана – это старшие помощники или капитаны ледоколов (иногда судов), имеющие опыт ледового плавания и получившие разрешение Администрации Севморпути на право работать ледовыми лоцманами.
Не все судоводители судов выходящих на акваторию Севморпути имеют опыт плавания во льдах, за ледоколом, да еще в тумане, что дальше собственного носа не видать. Посему ледовые лоцмана оказывают им поддержку, т.к. более тонко понимают возможности ледоколов, ледовую обстановку.
Отступил малость. Так вот перед выходом в море мы получили новый катер с 300 сильным навесным мотором, не совсем приспособленным для погрузки-выгрузки его судовым краном. Пришлось осваивать технику его использования уже здесь, в Диксоне. Тем более что встречать высокую делегацию предполагалось на нем. А вот собственно и он.

5.
Northern Sea Route 2013 - 05

6.
Northern Sea Route 2013 - 06

На завтра ожидали резкое усиление Северо-Западного ветра и, ожидая его, мы сменили место якорной стоянки. Да и не только мы.

7.
Northern Sea Route 2013 - 07

Дабы быть немного прикрытыми от волны и ветра островом. Но ветер силой до 20 м/с не позволял нам воспользоваться судовыми кранами, и - соответственно плавсредствами. Капитан порта Диксон был в ужасе – прилетающую на вертолете из Норильска высокую делегацию некуда в Диксоне даже разместить. Но к прилету гостей ветер ослабел до 15-17 м/с, и были «окна» даже с 10-12 м/с. Вот используя такое «окошком» мы и ухитрились спустить катер на воду. Что вызвало глубокое облегчение властей Диксона. Но спустить-то спустили, а вот еще надо было безопасно пересадить наших гостей на ледокол.
8.
Northern Sea Route 2013 - 08

Вот стою на трапе и думаю… чё делать! Как получится принять Генерального секретаря и всю делегацию!
Но вот подходит катер, работая реверсом, пытается противостоять порыву ветра.
9.
Northern Sea Route 2013 - 09

Выждав удачный момент, катер подходит к трапу.

10.
Northern Sea Route 2013 - 10

А вот и господин Коджи Секимицу уже на трапе (в черной кепке).

11.
Northern Sea Route 2013 - 11

Цел и невредим. Все облегченно вздыхают, когда гости оказались в каютах, катер на борту, а ледокол начал сниматься с якоря.
Оставляя Диксонские берега и буксир-спасатель МЧС «Неотразимый», стоящий в дежурстве и в ожидании улучшения ледовой обстановки в Карском море.

12.
Northern Sea Route 2013 - 12

13.
Northern Sea Route 2013 - 13
(Фотографии были сделаны еще в первый день нашей стоянки в Диксоне.)

Мы последовали курсом на С-В и уже ночью вошли в родную стихию

14.
Northern Sea Route 2013 - 14

На выходе из пролива Матиссена, что в архипелаге Норденшельда, показался из плотного тумана караван а/л «Ямал», идущий нам навстречу.

15.
Northern Sea Route 2013 - 15

Конечно, все желающие вышли на палубы для фотографирования. Генеральный секретарь (вы его, думаю, узнали по черному головному убору) фотографирует для своего блога, который он вел постоянно с борта ледокола.

16.
Northern Sea Route 2013 - 16


17.
Northern Sea Route 2013 - 17

«Ямал» проводил два танкера: LNG «Arctic Aurora»

18.
Northern Sea Route 2013 - 18

и «Касла»

19.
Northern Sea Route 2013 - 19

Для более лучшего обзора, фотографирования, съемок кинооператорами, мы развернулись и еще раз прошли вдоль каравана а/л «Ямал» параллельны курсом

20.
Northern Sea Route 2013 - 20

21.
Northern Sea Route 2013 - 21

22.
Northern Sea Route 2013 - 22

23.
Northern Sea Route 2013 - 23

24.
Northern Sea Route 2013 - 24

25.
Northern Sea Route 2013 - 25

Пожелав друг другу счастливого плавания, каждый ледокол пошел своей дорогой. «Ямал» повел свой караван на Запад к чистой воде, мы продолжили свой путь на Север в сторону пролива Бориса Вилькицкого, что омывает Евразию в самой северной её части – у мыса Челюскина.
На входе в пролив, догнали караван а/л «Вайгач». Скорость их продвижения заметно упала из-за сжатий, возникших в ледовом массиве Карского моря. «Вайгач» поочередно протаскивал через зону сжатий своих подопечных.
Конечно, мы не могли не помочь товарищам, и вошли в караван «Вайгача», взяв за собой научно-исследовательское судно «Гео Арктик» (следует для работы в район Аляски).
26.
Northern Sea Route 2013 - 26

Подведя отставшие суда ближе к ранее выведенному вперёд т/х «Noric Odyssey», мы, увеличив скорость, обошли караван «Вайгача» по правому борту. К своему сожалению (время поджимало), оставив «Вайгач» один на один со льдом, да в придачу еще с тремя судами в караване: «Nordic Odyssey», «Хатанга» (в кадр не попала), «Гео Арктик». Сомневаться в способностях «Вайгача» и его капитана Скрябина Александра Витальевича в способности вывести благополучно караван на чистую воду моря Лаптевых – не приходилось.
27.
Northern Sea Route 2013 - 27


28.
Northern Sea Route 2013 - 28


А мы же продолжили своё движение на Восток.
Уже где-то через час, над островом Большевик (архипелаг Северная земля, что прямо напротив мыса Челюскин), разорвав в клочья туман и облачность, нашим изумленным глазам предстало Солнце. Во всей своей арктической красе.
Попытался сделать, в связи с этим два дела: разбудить Генерального секретаря и сфотографировать увиденное. Дабы красота, открывшаяся нам, не осталась только в нашей памяти.
Первое дело удалось запросто. А вот второе… смотрите сами
29.
Northern Sea Route 2013 - 29


Если учесть, что это был утренний восход и тона все были от нежно голубых до темно-синих, белые – трудно даже описать и передать словами.
После долгих попыток из этого изображения вытянуть что-то похожее на происходившее, получился лишь жалкий шарж на увиденное… А жаль!
30.
Northern Sea Route 2013 - 30

Но счастье наше было не долгим. Вскоре предосенняя Арктика взяла свое. А пока мы пересекали море Лаптевых.
Через три дня пути, уже в Восточно-Сибирском море, встретили гидрографическое судно «Петр Котцов», проводившего работы по промеру глубин этого района.
31.
Northern Sea Route 2013 - 31

Выдался момент, и я могу вам представить Генеарльного секретаря ИМО Коджи Секимицу без его любимого головного убора, да еще и не спиной!
32.
Northern Sea Route 2013 - 32

Он оказался очень приятным человеком в общении, без пафоса и претензий. Конечно, как человек, занимающий большой пост в иерархии ООН – большой дипломат.
Ночь с 19 на 20 августа. Пришла пора расставаться. Прямо по курсу показался самый восточный порт трассы СМП – Певек. Что интересно – в море на подходе (всего 20 миль севернее) был ветер 18 м/с, разгулялась волна, температура воздуха около нуля. А здесь, в этом оазисе Арктики – тишь, да гладь, да Божья благодать – штиль и температура, аж + 11 градусов!
33.
Northern Sea Route 2013 - 33

34.
Northern Sea Route 2013 - 34

На рейде стоял т/х «Профессор Хлюстин».
Да, да – тот самый! (Это я обращаюсь к выпускникам Макаровки.)
Прошел какой-то большой ремонт в Китае, и теперь опять служит воспитанию будущих мореходов.
35.
Northern Sea Route 2013 - 35

36.
Northern Sea Route 2013 - 36

Судовое время (московское) 01.30, а здесь уже 09.30, высокая делегация покидает борт ледокола, гостеприимно приютившего её на 5 дней. Команда портового буксира «Николай Таврат», в белых форменных рубашках (т-с-сс - не надо сарказма!) встречает у себя на борту главного мирового морского деятеля.
37.
Northern Sea Route 2013 - 37

38.
Northern Sea Route 2013 - 38

Прощальный взмах руки, заключительные фото…
И делегация направляется на борт т/х «Профессор Хлюстин» для встречи с курсантами и руководством морского университета им. Невельского. А через несколько часов самолет, кому в Москву, а кому еще и до Лондона.
Сказать, что я не почувствовал облегчения – соврать. Когда на борту пассажиры такого высокого ранга – это налагает повышенную ответственность. Да и пришли мы всего за час до намеченного срока. И пассажиров начали возить уж, как 2 месяца назад.
Но… была и какая-то печаль от расставания. Пассажиры были приятными собеседниками, в общении были просты и комфортны. Им было интересно то, что мы делаем, как живем, сама Арктика. Мне понравилась фраза Генерального секретаря, что когда будут дебаты по «Полярному кодексу», он оппоненту сможет сказать: «Я знаю, я там был, а Вы?!». Кстати – он еще не в одной стране ни в одной командировке не был более 2-х дней, а тут целых 9 дней в Росии!
На борту есть «Книга почетных посетителей а/л «50 лет Победы». Первую запись в ней оставил еще в 2007 году В.В. Путин. Ниже привожу отзывы наших нынешних гостей.
39.
Northern Sea Route 2013 - 39


40.
Northern Sea Route 2013 - 40

Но… нас уже ждала работа – а/л « Таймыр» ведет к нам балкер «Nordic Odyssey». Которого мы обогнали в проливе Бориса Вилькицкого в караване «Вайгача». Море Лаптевых суда преодолевают самостоятельно, но через лед Восточно-Сибирского моря их опять проводят в море Чукотское атомные ледоколы.
Мы подняли якорь (ох, как не хотелось уходить из теплого, пахнущего землей Певека) и понеслись навстречу каравану «Таймыра».
На выходе встретили танкер «Лена-нефть», что протиснулся между льдом и берегом от, вероятно, самой Лены.

41.
Northern Sea Route 2013 - 41

На следующий день встретились с а/л «Таймыр, передали кое-какие запчасти и членов его экипажа, которых везли из Мурманска.
42.
Northern Sea Route 2013 - 42


Приняли у него «Nordica»
43.
Northern Sea Route 2013 - 43


44.
Northern Sea Route 2013 - 44

И повели его в сторону Берингова пролива. За восточную кромку льдов Северного морского пути. Через два дня, достигнув чистой воды, распрощавшись с уходящим в Тихий океан судном, пожелали счастливого пути и «Профессору Хлюстину», который шел вслед за танкером.
45.
Northern Sea Route 2013 - 45

Закончили проводку на траверзе мыса Отто Шмидта. На нем находятся жилые поселки Мыс Шмидта и Рыркайпий, и мы решили в ожидании подхода нашего следующего подопечного, посмотреть местные достопримечательности.
На подходах к месту постановки на якорь в радаре обнаружили прямо по курсу какие-то пятна, рассматривая поверхность воды в бинокль, не видели ничего примечательного, это нас удивляло и настораживало. Подойдя поближе, увидели вот такую картину
46.
Northern Sea Route 2013 - 46


Еще ближе
47.
Northern Sea Route 2013 - 47

Стало ясно, что здесь обитает (охотится, отдыхает – не знаю) большое стадо китов, а на поверхности сидит несметное количество птиц, которые и давали отметку на экране радара.
Но киты показали нам только свои спины
48.
Northern Sea Route 2013 - 48


И хвосты
49.
Northern Sea Route 2013 - 49

А близко не подпускали. Да мы и не стремились нарушить их размеренную жизнь.
А вот и мыс Шмидта, это уже часть России, что лежит в западном полушарии.
50.
Northern Sea Route 2013 - 50

Утес Кожевникова поближе выглядит симпатичней, хотя все так же сурово.
51.
Northern Sea Route 2013 - 51

А на Юго-Западе от него, под белыми пушистыми облаками виден Эквиатапский хребет, что тянется до самого Певека.
52.
Northern Sea Route 2013 - 52

Эта территория – пограничная зона. Зная это, мы долго пытались вызвать пограничников на связь, дабы проинформировать о нашем желании высадиться на берег. Но многие наши попытки не увенчались успехом. Взяв паспорта и Судовую роль, начали высадку.
Пограничник вдруг вышел на связь, когда уже стемнело, и наш катер с последней партией, потоптавших твердую землю моряков, возвращался на борт.
Интересно, а если бы это был вражеский десант? Будем надеется, что во время нашего присутствия на берегу, пограничник обходил дальние кордоны.
Приняв на борт катер, узнав, что наш подопечный задерживается из-за плохой погоды в Тихом океане, мы поспешили в Певек, куда подойдет а/л «Вайгач», по окончанию проводки танкера на Восток - передадим ему кое-какое снабжение.

Tags: Арктика, РОСАТОМФЛОТ, Северный морской путь, а/л "50 лет Победы", а/л "Вайгач", а/л "Таймыр", а/л "Ямал", атомный ледокол, безопасность мореплавания во льдах, ледоколы, ледокольные операции, лёд, море, мореплавание, судоходство, фото
Subscribe
promo dmitry_v_ch_l may 10, 2011 15:13 34
Buy for 100 tokens
Как устроен атомный ледокол 1. Атомный ледокол "Ямал" 1.1 инфографика 2. Кое-что об устройстве ледокола и не только. 3. Как устроен ледокол (а/л "50 лет Победы") 3.1 Как устроен ледокол (С.Доля Часть 1) 3.2 Северный полюс. Устройство ледокола (С.Доля часть 2) 3.3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →