Дмитрий Викторович Лобусов (dmitry_v_ch_l) wrote,
Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l

Подробности дальнего арктического перехода кораблей Северного флота


Продолжая тон, заданный прошлой записью о проходе китайского транспорта по трассе СМП, начну с официальных сводок, на это раз - от телекомпании ЗВЕЗДА.

От 10 сентября 2013 года:




Командующий Северным флотом адмирал Владимир Иванович Королёв, обсуждает план перехода с капитаном а/л "Вайгач" Скрябиным Александром Витальевичем (alex_lw_65)

От 14 сентября 2013 года:

"Отряд кораблей Северного флота сейчас находится в районе архипелага Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане. Там же были проведены учения с высадкой морского десанта с борта больших десантных кораблей на необорудованное побережье. Также отработан захват плацдарма условного противника. С помощью авиации военные моряки разбили палаточный лагерь на острове Котельный. И уже приступили к работам по возведению военного аэродрома и авиационной комендатуры.
Как уточнили в Министерстве обороны, этот аэродром существовал и раньше, но с 1991 года он был фактически заброшен. Сейчас его не только восстановят, но и будут расширять. При строительстве используют современные материалы и технологии. Первую посадку там совершат уже в конце октября. Взлетно-посадочная полоса будет способна принять самолеты Ан-72."

И от b-port.com


"Как отметил командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв, под флагом которого проходит арктический поход отряда кораблей СФ, «уникальность операции состоит в том, что для совместного решения общей задачи был задействован весь атомный надводный флот Российской Федерациитяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота «Пётр Великий» и четыре атомных ледокола Госкорпорации «Росатом» - «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр».
Ледокольная проводка 10 боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота осуществлялась более  40 часов. Около 400 миль отряд кораблей Северного флота прошёл в сопровождении атомных ледоколов, надёжно обеспечивающих навигационную и ледовую безопасность, сообщает начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Северному флоту капитан 1 ранга Вадим Серга.
Во время прохода районов со сложной ледовой обстановкой активно работала авиагруппа, базирующаяся на ТАРКР «Пётр Великий». Корабельные лётчики совершили четыре вылета вертолётами Ка-27  для проведения ледовой разведки по маршруту следования отряда кораблей, а также  ряд посадок на палубы атомных ледоколов.
В ближайшие дни отряд кораблей Северного флота продолжит плавание в восточном направлении морем Лаптевых. Для обеспечения безопасности мореплавания корабельные вертолётчики продолжат осуществлять вылеты для проведения воздушной разведки в айсбергоопасных  районах плавания и мониторинга ледовой обстановки.
Отряд боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота вышел из Североморска 3 сентября. За  время похода он совершил переход Баренцевым и Карским морями и преодолел более полутора тысяч морских миль."

Теперь от меня. Начну с некоторых комментариев к видео сюжету.
- В фильме хорошо показали и движение каравана и ледовую обстановку. Конечно не попало в кадр движение ночью в сплошном тумане, когда не видно ни впереди, ни сзади идущего.
- Сильно раздражает произношение за кадром "пролива Матисена", хотя моряки четко и правильно его произносят.
- И конечно - атомные ледоколы не присоединились к каравану, а взяли под проводку. Чувствуете разницу?
- Нас, в очередной раз, обозвали "50-ти летием Победы". Хотя именно в этот момент в кадре наш борт с названием.
- На ледоколах установлена не система отведения воздуха для разгона льдин. Система пневмообмыва  (ПОУ) предназначена для уменьшения трения корпуса ледокола о лёд, когда ледокол двигается в сплоченных, тяжелых льдах. Но ледокольщики, действительно, часто применяют её не для себя, а когда в караване суда, опасающиеся соприкосновения своих корпусов со льдом. В разряженных льдах пуск ПОУ даёт замечательный результат, канал за ледоколом становится широким и чистым, что, собственно и видно в сюжете.
- И покорять Арктику не надо. Надо её знать и беречь!

Текстом я вас, пожалуй, уже утомил. Понимаю, что некоторые уже пропустили и разглядывают караван. Но еще несколько слов.

Итак, 8 сентября в районе островов Скотт-Гансена на ледокол "Вайгач" прибыл вертолет с командующим, чтобы обсудить все детали дальнейшей нашей
совместной работы по проводке кораблей сквозь льды Карского моря:

1.
ВСТРЕЧА_новый размер

В 15.00 московского времени атомные ледоколы "50 лет Победы" и "Вайгач" подошли в район нахождения флотилии Северного флота. Она была так рассредоточена, что все разом в кадр не влазили.

2.
Караван СФ W-E 2013 -003_новый размер

По подходу, начали формировать караван в ордер (порядок следования) 3-х кораблей и 7-ми судов вспомогательного флота. Конечно, капитаны ледоколов заранее обсудили схему расстановки каравана, учитывая возможности кораблей и судов, ледовую обстановку на переходе. Для упрощения и ускорения процесса создания каравана, разделили армаду на 2 группы, возглавляемые - каждая своим ледоколом.  Благо до льдов было еще далеко.
До пролива Матисена оставалось 150 миль и, как потом стало ясно 16 часов ходу.
Смеркалось...
И вот построение каравана в строй кильватера:

3.
.Караван СФ W-E 2013 -013_новый размер

4.
Караван СФ W-E 2013 -019_новый размер

5.
Караван СФ W-E 2013 -018_новый размер

Армада выстроилась за впереди идущими ледоколами. Но два ордера еще идут сближающимися курсами.

6.
Караван СФ W-E 2013 -021_новый размер

И к 19.00 оба ордера выстроились в один. Теперь весь караван идет  в кильватер за первым ледоколом.

7.
Караван СФ W-E 2013 -029_новый размер

Дистанции между судами (можно я всех в этом строю буду называть судами?) еще приличная, но до входа в лёд постепенно будет сокращена до 2-х кабельтов. Дабы льдины не успевали заползти в ледовый канал от впереди идущего.
А вот и первые льды на пути движения флотилии:

8.
Караван СФ W-E 2013 -033_новый размер

9.
Караван СФ W-E 2013 -036_новый размер

И вертолет, пришедший с ледовой разведки.
10.
Караван СФ W-E 2013 -046_новый размер

При прохождении первой перемычки, выяснилось, что идущие в нашей группе БДК хуже приспособлены к хождению в таких льдах, чем танкер "Дубна". Пришлось на ходу менять порядок ордера. И "Дубна" вышла из строя, уступая дорогу за нами ТАРК "Петр Великий".

11.

Караван СФ W-E 2013 -061_новый размер

Вот караван проходит танкер:

12.
Караван СФ W-E 2013 -069_новый размер

И он пристраивается в кильватер:

13.
Караван СФ W-E 2013 -072_новый размер

Теперь головная часть каравана выглядела вот так:

14.
Караван СФ W-E 2013 -065_новый размер

15.
Караван СФ W-E 2013 -062_новый размер

Да! Я совсем забыл! Еще вчера вечером (т.е. 8 сентября) в районе островов Мона в караван вошел и возглавил ордер а/л "Ямал", который и красуется теперь у нас по носу, выбирая дорогу и разбивая крупные льдины:

16.
Караван СФ W-E 2013 -113_новый размер

На входе в пролив Матисена, по тактическим соображениям, вторая часть каравана, возглавляемая а/л "Вайгач", пошла немного своей дорогой, что и позволило запечатлеть весь состав флотилии Северного флота:

17.
Караван СФ W-E 2013 -071_новый размер

Что интересно - на носах военных кораблей всю дорогу стояла вахта в оранжевых спасательных жилетах
18.
Караван СФ W-E 2013 -079_новый размер

Пройдя 1-й частью каравана очередную сплоченную перемычку льда в пр. Матисена, понимаем, что второй части, возглавляемой а/л "Вайгач", и состоящей из 6-ти судов вспомогательного флота, пройти её будет сложновато. Мы (а/л "50 лет Победы") оставляем головной ордер на попечение "Ямала" и возвращаемся немного назад, чтобы помочь "Вайгачу" провести своих подопечных через лёд.
И на этом маневре смогли запечатлеть с другого ракурса нашу часть каравана, которую я вам и представляю:

19. Атомный ледокол "Ямал"

Караван СФ W-E 2013 -129_новый размер

20. Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий"

Караван СФ W-E 2013 -121_новый размер

21.
Караван СФ W-E 2013 -126_новый размер

22. Большой десантный корабль (БДК) "Кондопога"
Караван СФ W-E 2013 -130_новый размер

23. БДК "Оленегорский горняк"
Караван СФ W-E 2013 -117_новый размер

24. Ну, а танкер "Дубна"  вы уже видели:

Караван СФ W-E 2013 -136_новый размер

23.  А вот и караван "Вайгача" подходит к перемычке.

Караван СФ W-E 2013 -137_новый размер

Хорошо видно, что в ледовой перемычке сплоченного льда, за нами остается канал чистой воды, но чтобы его не затянуло в течении прохода 6 судов, а/л "Вайгач"  расширяет его еще на корпус.

24.
Караван СФ W-E 2013 -140_новый размер

На выходе из пролива Матисена, к нашему каравану присоединяется а/л "Таймыр". Вышел он из Мурманска 6 сентября и 9-го нас нагнал.

25.
Караван СФ W-E 2013 -152_новый размер

Вот он занимает свое место в ордере, вслед за а/л "Ямал", перед ТАРК "Петр Великий". И караван следует на Северо-Восток, направляясь в пролив Бориса Вилькицкого, что омывает самую северную точку материка Евразия - мыс Челюскин.

26.
Караван СФ W-E 2013 -158_новый размер

В преддверии темного времени суток, зная ледовую впереди по курсу - принимаем решение: разбить 2-ю группу на две части. Три судна пойдут вслед за "Вайгачем", потом а/л "50 лет Победы" и еще три судна.
Первую часть каравана, что на фото выше - оставляем без изменения.
Теперь мы выходим из строя в сторонку и пропускаем головную часть:

27. Атомный ледокол "Вайгач"
Караван СФ W-E 2013 -141_новый размер

28. Килекторное судно "КИЛ-31"

Караван СФ W-E 2013 -159_новый размер

29.Теплоход "Печора"

Караван СФ W-E 2013 -160_новый размер

30. Буксир спасатель "Памир"

Караван СФ W-E 2013 -161_новый размер

И за нами теперь хвостовая часть каравана: два килекторных судна, это  "КИЛ - 164" и КИЛ "Пушкин", замыкает маленький, но шустрый морской буксир "МБ - 100"

31.
Караван СФ W-E 2013 -162_новый размер

32. Караван уверенно втягивается в туман и ночь.

Караван СФ W-E 2013 -163_новый размер

33. Но утро в проливе Бориса Вилькицкого заставляет фотографов забить карты памяти своих фотоаппаратов напрочь!

Караван СФ W-E 2013 -165_новый размер

34.
Караван СФ W-E 2013 -167_новый размер

35.
Караван СФ W-E 2013 -171_новый размер

36.
Караван СФ W-E 2013 -181_новый размер

37. 10 сентября караван вышел на чистую воду, и мы распрощались.

Караван СФ W-E 2013 -184_новый размер

А 13 сентября, ближе к ночи, мы уже ошвартовались у родного мурманского причала.
Это был наш завершающий караван в этом заплыве.
Но, как и обещал в первом фото-отчете о рейсе - будут еще фотографии с акватории Северного Морского пути.

Tags: РОСАТОМФЛОТ, Север, Северный морской путь, а/л "50 лет Победы", а/л "Вайгач", а/л "Таймыр", а/л "Ямал", атомный ледокол, безопасность мореплавания во льдах, видео, ледокольные операции, лёд, море, мореплавание, фото
Subscribe
promo dmitry_v_ch_l may 10, 2011 15:13 34
Buy for 100 tokens
Как устроен атомный ледокол 1. Атомный ледокол "Ямал" 1.1 инфографика 2. Кое-что об устройстве ледокола и не только. 3. Как устроен ледокол (а/л "50 лет Победы") 3.1 Как устроен ледокол (С.Доля Часть 1) 3.2 Северный полюс. Устройство ледокола (С.Доля часть 2) 3.3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 277 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →