Дмитрий Викторович Лобусов (dmitry_v_ch_l) wrote,
Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l

Гражданское судостроение будет?

В сети есть интересный ресурс: http://www.marinetraffic.com/ais/ru/
На карте мира в реальном (почти) времени отображены суда, находящиеся в зоне действия УКВ (ультракороткой) связи с берегом. Можно увидеть названия судов, их ТТД и даже фотографии.
Но, это я к чему…
Во-первых: (ленивым показываю скриншоты) – на них отлично видно, что прибрежные воды кишмя кишат пароходами разных конструкций, назначений и размеров, напоминая по плотности движения пробки в мегаполисах.



Балтийское море

Балтика

Балтийские проливы

Балт. проливы

Ла-Манш

Ла=Манш

Гибралтар

Гибралтар

Китай

Китай

Огромное число пароходов бороздит просторы мирового океана. Но…
И тут – во-вторых: попробуйте найти суда под флагом России. Сколько нашли?
Еще хуже обстоят дела с попыткой найти суда, построенные в России. Не ищите на указанном сайте, там нет таких данных. Ищите в сети или поверьте на слово.
Многие МОРСКИЕ ДЕРЖАВЫ заботясь о своем государстве вводят ограничения на ввоз/вывоз грузов на судах под иностранным флагом. Некоторые страны (Корея, Китай) за последние 10-15 лет создали мощные и производительные судоверфи. Снабжая новым современным флотом весь мир.
Эх, расстроился бы Петр Алексеевич, прорубивший окно к Балтике, на сегодняшнее состояние морского флота России (судостроительной индустрии, морского образования, морской науки)!
 
Это, я подумал написать еще вчера. Но вот сегодня появилась в сети новость, которую и привожу ниже.   Дай бог, чтобы отрасль возродилась! Нет, не возродилась, а родилась. Ведь мы никогда ни строили хороших и в достаточном количестве и ассортименте судов торгового флота. Крейсера, атомные подводные лодки и ледоколы – да, но не транспортные пароходы.
Осталось дело за малым – ввести квоты на ввоз или вывоз (это пусть решают экономисты) судами под флагом иностранных государств. И тогда не только деньги пойдут в Россию, но и возродится морская наука.
 
К статье лишь маленькая ремарка: назвали «Корабельная революция», но в самой же статье проводят четкое разграничение – военное КОРАБЛЕстроение, а гражданское – СУДОстроение


Корабельная революция

10 ноября 2011, 12:53 [«Аргументы Недели», Константин ГУРДИН ]

Корабельная революция

Седьмого ноября президент Д. Медведев в авральном порядке подписал долгожданный закон о поддержке российского судостроения. Документ был давно готов, ещё год назад он прошёл все круги согласований в правительстве и Госдуме. Но президентская подпись появилась только сейчас. Теперь корабелы получат беспрецедентные льготы, это должно оживить производство. Закон великолепный, лишь бы не опоздал. Пока в кризис государство заливало банки деньгами и строило воздушные замки, брошенное на произвол судьбы судостроение едва не пошло ко дну.

Берега индустрии

Вкорабельном законе прописаны все те меры, о которых верфи умоляли, по крайней мере, последние 15 лет. Территории судостроительных предприятий,  по сути, превратятся в зоны свободного предпринимательства. На ближайшие 10 лет их освободят от большинства налогов, включая – на землю и на имущество. Обнулят таможенные пошлины на ввоз оборудования. При продаже новые российские суда не будут облагать налогом на прибыль. Также в документе десятки других послаблений – больших и малых.

Всё это должно на корню разрубить старый гордиев узел российского судостроения. «Непомерный налоговый пресс на российские верфи приводил к тому, что стоимость строящихся судов оказывалась на 15–20% выше стоимости аналогичных зарубежных», – объясняет академик РАН, директор центрального НИИ им. Крылов Валентин Пашин.

Тут комплекс проблем. Причём копились они давно. Скажем, крупнейшие мировые верфи 90% доходов получают от строительства гражданских судов. Ещё бы: общий тоннаж мирового гражданского флота в 150 раз превышает тоннаж флота военно-морского. Совокупная цена всех мирных судов – более 1 трлн. долларов.

Но у нас – производственный перекос. «Была такая шутка, что в СССР нет судостроения, а есть военное кораблестроение. Доля гражданского судостроения начала сокращаться с 1974 г., постепенно уменьшалась, в конце концов к 1990-м годам Советский Союз подошёл к тому, что в судостроении примерно 92% было представлено военным заказом», – рассказывает президент Объединённой судостроительной компани Роман Троценко.

В результате мировым стандартам отвечает только треть верфей РФ, у остальных – слишком высокая энергоёмкость производства, изношенное на 50–70% оборудование и устаревшие технологии строительства кораблей. В частности, крупнейшие мировые верфи ещё 15 лет назад перешли на технологию строительства судов с использованием огромных блоков по 2–4 тыс. т каждый. У нас такой технологии пока нет. Результат общего отставания налицо: в 2001–2009 гг. российские судоходства приобрели 143 новых морских корабля. Но лишь 17 из них сошли с российских стапелей. Речные суда в РФ в эти годы не строились совсем.

Чтобы вытолкнуть отрасль из ямы, требовалась революция. Её и обеспечил закон, подписанный Д. Медведевым. Авторы документа ожидают глобального прорыва. Новая налоговая реальность сделает российские суда выгодной покупкой. В среднем срок окупаемости сократится вдвое – с 20 до 10 лет. Это должно стимулировать судовладельческие компании, которые пока массово тянут с обновлением флота. Ожидается бум заказов. Благодаря ему до 2020 г. сотня имеющихся в РФ судостроительных предприятий построят тысячу новых кораблей, заработав 500 млрд. рублей.

Океан потрясений

Очень важно, чтобы план воплотился в реальность. Потому что сейчас вопрос стоит не о сверхдоходах, но о выживании российского судостроения как отрасли. Худшего года, чем нынешний, корабелы не знали очень давно.  Ещё в 2010 г. Счётная палата изучила состояние отрасли. Итог – она закончила год в минусе, общий убыток предприятий составил 54 млн. рублей. Пробоина неприятная, но не критичная. Однако в 2011 г. на корабелов накатил настоящий девятый вал. Крупнейшие верфи банкротились одна за другой.

В частности, окончательно развалилась судостроительная империя бывшего сенатора С. Пугачёва. Принадлежавшие ем Балтийский завод, Северная верфь и ЦКБ «Айсберг»оказались на грани закрытия – долги владельца перед банками почти утянули их на дно. Надо сказать, сенатор крупно расстарался: Балтийский завод  едва не утонул, хотя у него был крупный заказ на строительство плавучей атомной электростанции для Росатома на сумму 8,6 млрд. рублей.

Крепко досталось и предприятиям, входящим в государственную Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК). Летом корпорация ожидала заключения 13 очень крупных контрактов, но подписание договоров затянулось. В результате в августе 2011 г. полностью остановилось производство н Адмиралтейских верфях, Севмаше и Звёздочке. Между тем, на эти три верфи приходится до 80% всех российских проектов в области судостроения.

Наконец, невесёлая ситуация н Амурском судостроительном заводе Хабаровский край). Предприятие попало в необычную историю. До недавнего времени его основной продукцией были подводные лодки, включая атомные. Но завод расположен в 600 км вверх по Амуру, а фарватер реки в последние годы резко изменился. Глубины упали, выводить подлодки с верфи на большую воду стало невозможно. В результате производство остановилось. Правительство выделило 9,8 млрд. руб. на спасение стратегически важного предприятия. Но все деньги уходят напрямую в Сбербанк, перед которым у Амурского завода огромный долг

Таким образом, весь год российское судостроение трепало, как лайнер, попавший в сильнейший шторм посреди океана. Отрасль не сложила руки, наоборот – боролась за выживание из последних сил! Именно в 2011 г. наши корабелы поставили мировой технологический рекорд Средненевский судостроительный завод тлил самый большой в мире монолитный корпус судна из композитного материала. Водоизмещение – 1 тыс. тонн. Другая удача – на корабелов свалился очень выгодный заказ от Газпрома на строительство восьми супертанкеров ледового класса. Это не корабли – почти плавучие города. Наконец Севмаш остроил крупнейшую в мире и первую в РФ ледостойкую стационарную платформу морского базирования для добычи газа на гигантском месторождении «Приразломная». Одновременн Выборгский судостроительный завод дал плавучие буровые платформы «Полярная звезда» и «Северное сияние».

В общем, корабелам пришлось нелегко. Индустрия практически села на мель. Без государственной поддержки – в новое плавание не выйти. Требовался рычаг &ndash теперь он есть в виде закона о поддержке судостроения. усть с опозданием, но государство пришло на помощь. По расчётам, поначалу помощь обойдётся госбюджету в 1 млрд. руб. упущенных налоговых поступлений в год. Зато через восемь лет верфи встанут на ноги и начнут приносить крупную прибыль. Тогда казна с лихвой отобьёт потерянное, а корабелы наверстают упущенное за 20 с лишним лет. 

На очереди – авиапром!

Адрес страницы: http://www.argumenti.ru/society/n314/136378
© 2006-2010 Аргументы.ру (http://www.argumenti.ru/)
Tags: marinetraffic.com, море, мореплавание, судостроение, судоходство
Subscribe
promo dmitry_v_ch_l may 10, 2011 15:13 36
Buy for 100 tokens
Как устроен атомный ледокол 1. Атомный ледокол "Ямал" 1.1 инфографика 2. Кое-что об устройстве ледокола и не только. 3. Как устроен ледокол (а/л "50 лет Победы") 3.1 Как устроен ледокол (С.Доля Часть 1) 3.2 Северный полюс. Устройство ледокола (С.Доля часть 2) 3.3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments