В сети есть интересный ресурс: http://www.marinetraffic.com/ais/ru/
На карте мира в реальном (почти) времени отображены суда, находящиеся в зоне действия УКВ (ультракороткой) связи с берегом. Можно увидеть названия судов, их ТТД и даже фотографии.
Но, это я к чему…
Во-первых: (ленивым показываю скриншоты) – на них отлично видно, что прибрежные воды кишмя кишат пароходами разных конструкций, назначений и размеров, напоминая по плотности движения пробки в мегаполисах.
Балтийское море

Балтийские проливы

Ла-Манш

Гибралтар

Китай

Огромное число пароходов бороздит просторы мирового океана. Но…
И тут – во-вторых: попробуйте найти суда под флагом России. Сколько нашли?
Еще хуже обстоят дела с попыткой найти суда, построенные в России. Не ищите на указанном сайте, там нет таких данных. Ищите в сети или поверьте на слово.
Многие МОРСКИЕ ДЕРЖАВЫ заботясь о своем государстве вводят ограничения на ввоз/вывоз грузов на судах под иностранным флагом. Некоторые страны (Корея, Китай) за последние 10-15 лет создали мощные и производительные судоверфи. Снабжая новым современным флотом весь мир.
Эх, расстроился бы Петр Алексеевич, прорубивший окно к Балтике, на сегодняшнее состояние морского флота России (судостроительной индустрии, морского образования, морской науки)!
Это, я подумал написать еще вчера. Но вот сегодня появилась в сети новость, которую и привожу ниже. Дай бог, чтобы отрасль возродилась! Нет, не возродилась, а родилась. Ведь мы никогда ни строили хороших и в достаточном количестве и ассортименте судов торгового флота. Крейсера, атомные подводные лодки и ледоколы – да, но не транспортные пароходы.
Осталось дело за малым – ввести квоты на ввоз или вывоз (это пусть решают экономисты) судами под флагом иностранных государств. И тогда не только деньги пойдут в Россию, но и возродится морская наука.
К статье лишь маленькая ремарка: назвали «Корабельная революция», но в самой же статье проводят четкое разграничение – военное КОРАБЛЕстроение, а гражданское – СУДОстроение
10 ноября 2011, 12:53 [«Аргументы Недели», Константин ГУРДИН ]
Седьмого ноября президент Д. Медведев в авральном порядке подписал долгожданный закон о поддержке российского судостроения. Документ был давно готов, ещё год назад он прошёл все круги согласований в правительстве и Госдуме. Но президентская подпись появилась только сейчас. Теперь корабелы получат беспрецедентные льготы, это должно оживить производство. Закон великолепный, лишь бы не опоздал. Пока в кризис государство заливало банки деньгами и строило воздушные замки, брошенное на произвол судьбы судостроение едва не пошло ко дну.
Берега индустрии
Вкорабельном законе прописаны все те меры, о которых верфи умоляли, по крайней мере, последние 15 лет. Территории судостроительных предприятий, по сути, превратятся в зоны свободного предпринимательства. На ближайшие 10 лет их освободят от большинства налогов, включая – на землю и на имущество. Обнулят таможенные пошлины на ввоз оборудования. При продаже новые российские суда не будут облагать налогом на прибыль. Также в документе десятки других послаблений – больших и малых.
Всё это должно на корню разрубить старый гордиев узел российского судостроения. «Непомерный налоговый пресс на российские верфи приводил к тому, что стоимость строящихся судов оказывалась на 15–20% выше стоимости аналогичных зарубежных», – объясняет академик РАН, директор центрального НИИ им. Крылов Валентин Пашин.
Тут комплекс проблем. Причём копились они давно. Скажем, крупнейшие мировые верфи 90% доходов получают от строительства гражданских судов. Ещё бы: общий тоннаж мирового гражданского флота в 150 раз превышает тоннаж флота военно-морского. Совокупная цена всех мирных судов – более 1 трлн. долларов.
Но у нас – производственный перекос. «Была такая шутка, что в СССР нет судостроения, а есть военное кораблестроение. Доля гражданского судостроения начала сокращаться с 1974 г., постепенно уменьшалась, в конце концов к 1990-м годам Советский Союз подошёл к тому, что в судостроении примерно 92% было представлено военным заказом», – рассказывает президент Объединённой судостроительной компани Роман Троценко.
В результате мировым стандартам отвечает только треть верфей РФ, у остальных – слишком высокая энергоёмкость производства, изношенное на 50–70% оборудование и устаревшие технологии строительства кораблей. В частности, крупнейшие мировые верфи ещё 15 лет назад перешли на технологию строительства судов с использованием огромных блоков по 2–4 тыс. т каждый. У нас такой технологии пока нет. Результат общего отставания налицо: в 2001–2009 гг. российские судоходства приобрели 143 новых морских корабля. Но лишь 17 из них сошли с российских стапелей. Речные суда в РФ в эти годы не строились совсем.
Чтобы вытолкнуть отрасль из ямы, требовалась революция. Её и обеспечил закон, подписанный Д. Медведевым. Авторы документа ожидают глобального прорыва. Новая налоговая реальность сделает российские суда выгодной покупкой. В среднем срок окупаемости сократится вдвое – с 20 до 10 лет. Это должно стимулировать судовладельческие компании, которые пока массово тянут с обновлением флота. Ожидается бум заказов. Благодаря ему до 2020 г. сотня имеющихся в РФ судостроительных предприятий построят тысячу новых кораблей, заработав 500 млрд. рублей.
Океан потрясений
Очень важно, чтобы план воплотился в реальность. Потому что сейчас вопрос стоит не о сверхдоходах, но о выживании российского судостроения как отрасли. Худшего года, чем нынешний, корабелы не знали очень давно. Ещё в 2010 г. Счётная палата изучила состояние отрасли. Итог – она закончила год в минусе, общий убыток предприятий составил 54 млн. рублей. Пробоина неприятная, но не критичная. Однако в 2011 г. на корабелов накатил настоящий девятый вал. Крупнейшие верфи банкротились одна за другой.
В частности, окончательно развалилась судостроительная империя бывшего сенатора С. Пугачёва. Принадлежавшие ем Балтийский завод, Северная верфь и ЦКБ «Айсберг»оказались на грани закрытия – долги владельца перед банками почти утянули их на дно. Надо сказать, сенатор крупно расстарался: Балтийский завод едва не утонул, хотя у него был крупный заказ на строительство плавучей атомной электростанции для Росатома на сумму 8,6 млрд. рублей.
Крепко досталось и предприятиям, входящим в государственную Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК). Летом корпорация ожидала заключения 13 очень крупных контрактов, но подписание договоров затянулось. В результате в августе 2011 г. полностью остановилось производство н Адмиралтейских верфях, Севмаше и Звёздочке. Между тем, на эти три верфи приходится до 80% всех российских проектов в области судостроения.
Наконец, невесёлая ситуация н Амурском судостроительном заводе Хабаровский край). Предприятие попало в необычную историю. До недавнего времени его основной продукцией были подводные лодки, включая атомные. Но завод расположен в 600 км вверх по Амуру, а фарватер реки в последние годы резко изменился. Глубины упали, выводить подлодки с верфи на большую воду стало невозможно. В результате производство остановилось. Правительство выделило 9,8 млрд. руб. на спасение стратегически важного предприятия. Но все деньги уходят напрямую в Сбербанк, перед которым у Амурского завода огромный долг
Таким образом, весь год российское судостроение трепало, как лайнер, попавший в сильнейший шторм посреди океана. Отрасль не сложила руки, наоборот – боролась за выживание из последних сил! Именно в 2011 г. наши корабелы поставили мировой технологический рекорд Средненевский судостроительный завод тлил самый большой в мире монолитный корпус судна из композитного материала. Водоизмещение – 1 тыс. тонн. Другая удача – на корабелов свалился очень выгодный заказ от Газпрома на строительство восьми супертанкеров ледового класса. Это не корабли – почти плавучие города. Наконец Севмаш остроил крупнейшую в мире и первую в РФ ледостойкую стационарную платформу морского базирования для добычи газа на гигантском месторождении «Приразломная». Одновременн Выборгский судостроительный завод дал плавучие буровые платформы «Полярная звезда» и «Северное сияние».
В общем, корабелам пришлось нелегко. Индустрия практически села на мель. Без государственной поддержки – в новое плавание не выйти. Требовался рычаг &ndash теперь он есть в виде закона о поддержке судостроения. усть с опозданием, но государство пришло на помощь. По расчётам, поначалу помощь обойдётся госбюджету в 1 млрд. руб. упущенных налоговых поступлений в год. Зато через восемь лет верфи встанут на ноги и начнут приносить крупную прибыль. Тогда казна с лихвой отобьёт потерянное, а корабелы наверстают упущенное за 20 с лишним лет. 
На очереди – авиапром!
© 2006-2010 Аргументы.ру (http://www.argumenti.ru/)
Journal information