Дмитрий Викторович Лобусов (dmitry_v_ch_l) wrote,
Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l

Спасение научного оборудования

Недавно я рассказывал, как мы участвовали в экспедиции LOMROG-2007. И я там пообещал рассказать, как проходило спасение датского научного оборудования, зажатого тяжелыми льдами. Сами ученые об этом рассказали в своем дневнике без подробностей описания действий по спасению и без фотографий - ЗДЕСЬ.
Пора сдержать моё обещание. Не все фото нужного размера, тут уж извините - что осталось, то осталось.

Итак, напомню, что проводимый нами шведский ледокол "Oden" использовал сейсмический кабель для исследования геологии дна Северного ледовитого океана, опуская его с кормы. Вот так

1.
photo_martin_jakobsson-001
Фото: Martin Jakobsson

В дальнейшем я его иногда буду называть косой. Нет не шведа на фото, а  сейсмо-кабель.

2.

Фото с сайта экспедиции.

Точнее система состояла из двух кабелей. На таком оранжевом спускали воздушную пушку, которая производила взрыв или выстрел. А вот второй кабель был начинен сейсмодатчиками, принимавшими сигнал отразившийся с глубин дна океана.

Под кормой "Одена" не всегда было так безлёдно, как на вышеприведенном снимке

3.
DSC00774

И вот момент, когда такими льдинами кабель с сейсмодатчиками зажало. А т.к. ледокол продолжал движение вперёд -то и оторвало. Надо сказать. что это был не первый обрыв. Не знаю почему, но  то ли предыдущие были не столь длинные куски, то ли этот был уже последний, а наши подопечные вдруг бросили все свои силы, знания и умения на попытку достать обрывок косы, длинной более 400 метров, из ледяных тисков. Тут намеренно не поставил слово тиски в кавычки.
Мы даже не сразу поняли, что они затеяли.

Сперва вертолет присел на льдину.
4.
photo_krister_ekblad-4359
Фото: Krister Ekblad

А когда он поднялся, то мы увидели, что он пытается косу вытянуть изо льда.

5.
photo_martin_jakobsson-063
Фото: Martin Jakobsson

Насмотревшись издали на безуспешные попытки командира вертолета вырвать из гренландских льдов кусок косы, мы предприняли попытку, какую обычно предпринимаем, когда судно зажато льдом - проходя вдоль его борта создаём слабину.
Самое сложное и довольно неприятное в этой ситуации было - не намотать на наши винты всю эту конструкцию. Ведь косу не было видно подо льдом, черт её знает, как она там расположилась!

Но стоять и смотреть русские ледокольщики не могут! И мы начали движение.

6.
photo_martin_jakobsson-064
Фото: Martin Jakobsson

Вот уже поравнялись с винтокрылой машиной.

7.
photo_martin_jakobsson-085
Фото: Martin Jakobsson

Вот вертолет напрягая все свои силы, начал активно тянуть косу. Все мы рассчитываем, что после нашего прохода, лед уйдет на то место, где мы только что прошли - и вертолет сможет, наконец-то вытащить свою добычу.

8.
photo_martin_jakobsson-065
Фото: Martin Jakobsson

Но, настал момент разочарования - лёд не отпустил пленницу.

9.
photo_ludvig_lowenmark-008
Фото: Ludvig Lowenmark

Тогда пришлось размывать лёд винтами.

10.
photo_krister_ekblad-4357
Фото: Krister Ekblad

И тут моё сердце ёкнуло - в азарте спасения косы - мы могли запросто угробить вертолет, наматывая на наш винт со скоростью 150 оборотов в минуту эту самую косу, к концу которой и был привязан вертолет.
Надо сказать, что и на "Одене" обстановку оценили так же.
Посему попытки вытягивания решено было прекратить. С "Одена" сообщили, что они готовы расстаться с косой стоимостью 3000 датских крон за метр.

Но мы не привыкли отступать! Я попросил у шведов полчаса еще. На что они любезно согласились.

Старпом аккуратно подвел "50 лет Победы" к брошенному вертолетом концу косы.

11.
DSC00776

Палубная команда (матросы) приготовили на баке (носу) швартов.

12.
DSC00767

На кране начали спускать наименее нужного наиболее опытного - боцмана.

13.
DSC00768_новый размер

Он соединил наш швартов с куском шведского кабеля

14.
DSC00771

С "Одена" это выглядело так

15.
photo_martin_jakobsson-069
Фото: Martin Jakobsson

Мы наезжали носом на косу, быстро сдавали назад, и на месте где только что был наш нос, возникало разряжение льда, матросы мгновенно тянули шпилем швартов. Таким образом за один заход удавалось вырвать из ледяных тисков несколько десятков метров косы. Сложность заключалась в том, чтобы не размозжить косу с её сейсмодатчиками об лёд (ледокол весит 25 000 тонн), не порвать её на отходе назад (мощность наша - 75 000 лошадиных сил)  или шпилём, приложив слишком большое усилие.

Боцман уже на баке внимательно смотрит под нос и докладывает на мостик.

16.
photo_martin_jakobsson-068
Фото: Martin Jakobsson

Ну а на мостике, как всегда - куча советчиков внимательно наблюдает за процессом.

17.
DSC00777

А вот уже и сама коса вползает в носовой клюз на наш бак.

18.
photo_dennis_anthony-446
Фото: Dennis Anthony

Шведы довольны

19.
photo_ludvig_lowenmark-009
Фото: Ludvig Lowenmark

Когда весь оторванный кусок оказался у нас на палубе, все облегченно вздохнули. Потом обрывок был доставлен на борт "Одена" вертолетом.

Вот, пожалуй и всё!
Теперь вы знаете, что лёд в море - это не просто плавающие рядом льдинки!

Спасибо за внимание!

Tags: lomrog-2007, Арктика, а/л "50 лет Победы", атомный ледокол, ледокольные операции, море, мореплавание, фото
Subscribe
promo dmitry_v_ch_l may 10, 2011 15:13 34
Buy for 100 tokens
Как устроен атомный ледокол 1. Атомный ледокол "Ямал" 1.1 инфографика 2. Кое-что об устройстве ледокола и не только. 3. Как устроен ледокол (а/л "50 лет Победы") 3.1 Как устроен ледокол (С.Доля Часть 1) 3.2 Северный полюс. Устройство ледокола (С.Доля часть 2) 3.3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →