Должна сказать, что это первый случай, когда нам, ИБРАЭ РАН, позволили провести подобный тренинг на объекте Росатома. Концерн Росэнергоатом занимается подобными тренингами, а вот другие предприятия не совсем к такому готовы», - рассказала она представителям СМИ, которые принимали участие в тренинге.
«Мы все должны понимать, что в эпоху интернета невозможно замолчать и спрятать аварию. От оперативности и открытости предприятия, а также скоординированной работы штабов и пресс-служб будет зависеть степень доверия населения к официальной информации», - считает эксперт.
По словам генерального директора ФГУП «Атомфлот» Вячеслава Рукши, такие учения очень полезны, в чем предприятие убедилось много лет назад.
«Первые международные учения со СМИ на предприятии были проведены в 1995 году совместно с Беллоной. Они были посвящены судну «Лепсе». Мы хотели привлечь внимание к проблеме. Беллона тогда привлекла 75 иностранных журналистов, и проблема получила широкий международный резонанс», - рассказал Рукша в интервью «Беллоне.Ру».
Легенда учений
В течение двух часов экипаж ледокола пытался восстановить теплоотвод с аварийной реакторной установки с целью предотвращения разгерметизации ТВЭЛов. Однако через 2,5 часа на предприятии произошел выброс «некоторого количества радиоактивных веществ в атмосферу, который носил объектовый характер и не привел к радиационному загрязнению вне территории промплощадки.
Независимыми специалистами была проведена проверка радиационного фона – за пределами предприятия радиационная обстановка не превышает допустимых природных норм. Здоровью жителей Мурманска и других городов Мурманской области ничего не угрожает.
Сложности оповещения и информирования
Многие участники выразили сожаление о том, что представители Управления по информационной политики администрации Мурманской области не приняли участие в учениях, а именно к ним, помимо МЧС и «Атомфлота», стали бы обращаться многочисленные журналисты за комментариями и новостями в случае настоящего ЧП.
Основная задача, стоявшая перед пресс-центром, заключалась в оповещении и оперативном информировании населения о чрезвычайной ситуации с выходом радиоактивности и развитии событий без нагнетания необоснованной паники.
По словам Елены Мелиховой, очень сложно объяснить обычным людям, что возможно повышение радиоактивного фона в разы, но это все равно может быть в пределах нормы. Зачастую, когда люди слышат «радиация», «ядерная авария», они паникуют и отказываются верить в отсутствие негативных последствий для территорий и населения.
Другая сложность состоит в том, что если авария происходит на ядерном объекте, то Росатом обязан дать информацию об этом в течение получаса. При всех согласованиях сделать это просто нереально. В этом случае первое оповещение происходит силами МСЧ.
В целом участники были довольны организацией и ходом учений. Журналисты благодарили представителя ГУ МСЧ по Мурманской области и представителей «Атомфлота» за прекрасную подготовку, оперативное реагирование и предоставление информации.
С другой стороны, представители «Атомфлота» уверены, что если бы не учения, где все расписано по минутам, аварию устранили бы гораздо быстрее.
Journal information