Дмитрий Викторович Лобусов (dmitry_v_ch_l) wrote,
Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l

Полярный Колчак.

В последнее врямя мы стали свидетелями того, как можно менять взгляд на историю. Хотя, после 90-х всем из нас этот феномен хорошо знаком. А уж, о сносе пямаятников,  изменению отношения к историческим событиям и личностям на абсолютно противоположное - и говорить нечего.
Я за сохранение памяти, истории о событиях и людях её творивших. Не взирая на сиюминутное к ним отношение. Самое страшное - забвение. Причем не для прошлого, а для потомков. Дабы они не превращались в манкуртов. Я не идиализирую личность героя сегодняшнего поста. Но мы должны помнить и черное, и белое. Это наша история. И этот герой любил Россию, открывал её такие далёкие для большинства россиян берега и земли.


Чуть более 140 лет назад, 4 (16) ноября 1874 г., родился Александр Васильевич Колчак. Долгое время его знали исключительно как непримиримого врага советской власти и верховного правителя России.



Колчак в кают-компании шхуны «Заря» /Commons.wikimedia.org

Интерес к личности Александра Колчака не пропадает и сегодня в немалой степени благодаря популярному художественному фильму «Адмиралъ» с Константином Хабенским в главной роли. Но жизнь адмирала далеко не ограничивалась борьбой с большевиками. О Колчаке-исследователе, учёном и моряке, многие годы широкой публике почти ничего не было известно.

Неведомая земля
Карьеру военного моряка Александр Колчак выбрал по семейной традиции. Учился он в Петербургской гимназии и Морском кадетском корпусе, вскоре после окончания которого 19-летним мичманом отправился в первое заграничное плавание. Следующие несколько лет служил на кораблях Тихо­океанского флота и Балтики.

Александр Васильевич Колчак на зимовке
у полуострова Таймыр. 1900—1901 гг. Фото:
Commons.wikimedia.org

Летом 1900 г. Колчак на шхуне «Заря» отправился в полярную экспедицию, которой руководил известный исследователь Арктики барон Эдуард Толль. Во время экспедиции Колчак проделал большую работу и составил карту берегов Таймыра. Барон ценил молодого помощника не только как гидрографа, обязанности которого он выполнял, но и как исследователя. С подачи Толля один из открытых островов в Карском море получил имя Колчака, а самого Колчака, набиравшего популярность в научном обществе, вскоре стали звать «Колчак-полярный».
Кстати, по недосмотру большевиков остров Колчак на карте Советского Союза просуществовал до 1937 г. Потом его переименовали в честь другого участника экспедиции - Степана Расторгуева, которому барон ранее «подарил» другой остров. Так в Карском море почти 60 лет сосуществовали два острова Расторгуева! Имя Колчака вернулось в Арк­тику лишь в 2005 г.
Организованная Академией наук полярная экспедиция определяла её точную цель - обнаружение и обследование легендарной Земли Санникова, а также других островов, расположенных за Новосибирским архипелагом. В надежде найти Землю Санникова Толль с несколькими спутниками отправился на остров Беннета и затерялся где-то во льдах. Оставшиеся на шхуне «Заря», исполняя данный ранее приказ начальника экспедиции, отправились на материк. Для спасения Толля была снаряжена другая экспедиция, которую возглавил Колчак. Отправились на 6-метровом вельботе, обеспечивающем достаточную маневренность спасателей, - эту большую лодку можно было перетаскивать на руках. Однако, дойдя до ост­рова Беннета, они обнаружили следы пропавшей группы, вещи и дневники барона Толля, но самих людей не нашли.

Участники экспедиции Толля на борту шхуны «Заря». В верхнем ряду: третий слева над Толлем — Колчак. Фото:Commons.wikimedia.org

На суше и на море
Во время Русско-японской войны Колчак служил в Порт-Артуре на кораблях, которые ставили мины. На них подо­рвались три японских транспорта и крейсер «Такосадо». За мужество он был награждён Геор­гиевским оружием, но после сдачи крепости вместе со всем гарнизоном попал в плен.
После возвращения из плена и отпуска на лечение для Колчака начинается куда более спокойная жизнь. Его прикомандировывают к Академии наук для обработки материалов полярной экспедиции. Он пишет отчёт и работает над монографией «Лёд Карского и Сибир­ского морей», которая до сих пор остаётся классиче­ским трудом по этой теме. Заслуги Колчака-исследователя высоко оценило Русское географическое общество, наградив его Большой Константиновской медалью. Этой престижной награды были удостоены всего три полярных исследователя, включая Фритьофа Нансена.

Мировую войну Колчак встретил на Балтике. Весной 1916 г. он получает чин контр-адмирала, а уже летом его производят в вице-адмиралы и назначают командующим Черно­морским флотом. Отличился он, например, операцией по минированию Босфора, но за гибель на рейде Севастополя новейшего линкора «Императрица Мария» должен был пойти под суд. Император отложил дело до окончания войны...
После Февральской революции Колчак остаётся на посту командующего Черноморским флотом. Невольно втянутый в политику, он пишет своей возлюбленной Анне Тимирёвой: «Десять дней я занимался политикой и чувствую глубокое отвращение к ней». Отказавшись от командования флотом, адмирал выехал в Петроград и был направлен с военной миссией в США.
О большевистском перевороте и сепаратном мире с Германией Колчак узнал, возвращаясь из Америки. Путь в Россию через Японию, Китай и снова Японию оказался неблизким. Во Владивосток Колчак прибывает только в конце сентября 1918 г. За тот период, когда он был верховным правителем, Колчак находил время заниматься Севером. Созданный им комитет по изучению Северного морского пути позволял решать не только текущие вопросы военного снабжения, но и широкий круг транспорт­но-хозяйственных задач всей России. Поэтому большевики не стали ничего менять в структуре этого комитета и сохранили его в прежнем виде. (см. К вопросу о дате 100-летнего юбилея со дня образования администрации Северного морского пути!)
Каждый вправе давать свою оценку Колчаку, однако нель­зя не согласиться с высказыванием по этому поводу известного русского писателя Валентина Распутина: «Такие личности, как Александр Колчак, при всей неоднозначно­сти их деяний достойны того, чтобы о них помнил народ».

Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 12/11/2014
  Олег Герчиков
Tags: Арктика, Колчак, Россия, Север, Северный морской путь, память
Subscribe
promo dmitry_v_ch_l may 10, 2011 15:13 36
Buy for 100 tokens
Как устроен атомный ледокол 1. Атомный ледокол "Ямал" 1.1 инфографика 2. Кое-что об устройстве ледокола и не только. 3. Как устроен ледокол (а/л "50 лет Победы") 3.1 Как устроен ледокол (С.Доля Часть 1) 3.2 Северный полюс. Устройство ледокола (С.Доля часть 2) 3.3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments