Дмитрий Викторович Лобусов (dmitry_v_ch_l) wrote,
Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l

Забыть Севморпуть?!!!

Некоторое время назад меня попросили прокомментировать вот этот пост о Севморпути:" Севморпуть? Забудь!".
Т.к. многие читатели моего журнала интересуются этим вопросом, то и ответ я решил написать постом. И заодно здесь можно прояснить неясности, подискутировать и проч.
Я не буду вспоминать «Экономику морского транспорта». Но…
1.      Это большое заблуждение, что о СМП вспоминают три раза в году. О СМП, Арктике, не только у нас в стране, а и в мире вспоминают горазда чаще. Проводя многочисленные симпозиумы, конференции и проч., и проч. Арктика – на сегодняшний день один из мощных источников новостей для СМИ. Я уже не говорю про воспоминания тех, кто там осуществляет трудовую деятельность, будь то из Лондона (ИМО), Парижа (Total) или Москвы, но и непосредственно те, кто на северном побережье России или вдоль него, трудится.
2.      Я позволю себе напомнить, что Петр 1, М.В. Ломоносов, адм. С.О. Макаров, Д.И. Менделеев  мечтали о судоходстве вдоль фасада России, который обращен к Ледовитому океану, понимая, что это есть жизненно важно для страны как с экономической, так и с оборонной точки зрения. И еще задолго до появления литературы ДСП в Мангазею ходили суда иностранных купцов.
3.      Северный завоз, к сожалению (или к счастью)  не канул в лету. А каждый год идет своим чередом.  На наши северные территории, что прилегают к СМП, завозятся нефтепродукты, снабжение, продукты, строительные материалы и проч. Так уж исторически сложилось, что большая часть земли нашей за полярным кругом, туда не построены железные дороги, а живут там люди, да и охранять необходимо.
4.      Насчет специализированного флота с ледовым классом. Да в мире на сию такого флота не так уж и много, но и нет необходимости в этом. Но все мы помним историю 2010 года и Финский залив – сотни судов, застрявших во льдах и требующих помощь ледоколов. Хочу лишь напомнить, что все эти суда имеют ледовый класс, позволяющий им проходить по СМП, при соблюдении некоторых условий. Что, в общем-то, и происходит, т.к. много танкеров, что я встречал при работе в Финском заливе – потом шли за нами и в водах Северного Ледовитого океана.
5.      Севморпуть функционирует. Нормально или не нормально, где критерии?
Вот например данные за летне-осеннюю навигацию лишь транзитных проходов в 2013 году:
Количество судов по направлениям: Запад-Восток – 41; Восток-Запад – 30.
Флаги стран:
РФ – 46, PANAMA – 6, LIBERIA – 5, Мarshall Islands – 2, GREECE – 2, CYPRUS – 2, NORWAY – 2, FINLAND – 2, MALTA – 1,
HONG KONG – 1, BERMUDA – 1, Antigua and Barbuda – 1.
Всего судов под иностранным флагом: 25 из 11 государств. Суда, шныряющие по СМП туда-сюда в каботаже, здесь не учитываются.
6.      Да, СМП не сильно готов к оказанию помощи суда, которые забыли пополнить свои танки топливом или водой. И портов убежищ с аэропортами для репатриации моряков там нет. Но – между Мурманском и Певеком – всего 10-12 дней пути. А вот пересекать Тихий океан судам приходиться, порой, месяц. Срочную медицинскую помощь могут оказать ледокольщики сами, либо помочь доставить больного в Диксон, Тикси, Певек.
7.      Проход любого гражданского судна, имеющего разрешение от Администрации СМП, по акватории Северного морского пути имеет такой же юридический статус, как и при плавании вдоль берегов Европы.
8.      Опять Путин!!!! Лично я ни разу не слышал, чтобы президент РФ кого-либо завлекал на СМП. Вся забота  государства, как раз в решении тех проблем СМП, что имеются на данный момент (оказание помощи судам в техническом, аварийном, медицинском, навигационном и т.п. вопросах).
9.      Севморпуть нужен нам самим. Он не альтернатива Суэцкому или Панамскому каналам. Мы строим глубоко за полярным кругом новый современный порт Сабетта. Мы снабжаем наших людей, живущих на крайнем севере. Мы строим военные базы в Арктике для защиты наших территорий, как на материке, так и на шельфе.
10.  Именно Олимпиада 2014 показала, что страна способна выполнять задуманное.
11.  И все-таки припомню экономику: правильно замечено, что ледоколам экономически не выгодно стоять у стенки. Посему, в период, когда потребность на сегодняшний день на СМП в атомных ледоколах снижена (июнь-август) они и возят туристов на Северный полюс.

Tags: Арктика, Россия, Север, Северный морской путь, море, мореплавание, судоходство
Subscribe
promo dmitry_v_ch_l май 10, 2011 15:13 34
Buy for 100 tokens
Как устроен атомный ледокол 1. Атомный ледокол "Ямал" 1.1 инфографика 2. Кое-что об устройстве ледокола и не только. 3. Как устроен ледокол (а/л "50 лет Победы") 3.1 Как устроен ледокол (С.Доля Часть 1) 3.2 Северный полюс. Устройство ледокола (С.Доля часть 2) 3.3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →