Да и самому хотелось продемонстриовать возможности наших лопастей гребного винта+электродвигателей крошить лёд.
Кстати - основная вибрация именно от этого взаимодействия и происходит.
В одном из летних рейсов на Полюс, когда ледокол возвращался по каналу на юг. Я вооружившись фотоаппаратом, выдвинулся на бак (нос ледокола), чтобы зафиксировать следы 7-ми тонных лопастей атомного ледокола на льду.
Вот, что из этого получилось:
Это просто интересная льдинка высотой 1,2-1,5 метра выскочила на бровку канала, когда мы двигались на север.
1.

Именно при прохождении ледоколом таких торосов, был шанс увидеть льдины, которые я искал.
2.

Понятно, что не все льдины, имеющие следы от наших лопастей, любят фотографироваться и выставлять свои шрамы на показ. Но мне повезло. Видите в центре кадра полосы?
3.

Чуть дальше попались еще.
4.

Эта вообще, как гребешок для волос.
5.

6.

7.

К большому моему разочарованию не попалось льдин, где винт профрезеровал след, как халфпайп (т.е. пол-трубы).
Чтобы вы немного представляли - покажу настоящий халфпайп (наш, конечно чуток поменьше):
Чтобы иметь представление о диаметре такого халфпайпа от винтов атомохода - вот (кликабельно):

Атомные ледоколы, порой преодалевают тяжелые торосы именно кормой вперёд. Когда удары носом малоэффективны, но винтами можно крушить лёд торосов.
А вот. например шведский ледокол "Оден" с котором мы работали в 2007 году, на заднем ходу прикрывает лопасти винтов рулем, поворачивая его на 90 градусов.
Journal information