Дмитрий Викторович Лобусов (dmitry_v_ch_l) wrote,
Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l

Category:
  • Location:

Аварийная буксировка танкера «Варзуга» (ч. 1)

Мы уже вернулись в Обскую губу. Но предыдущие дни были напряженные и этим интересные. Накопилось много фотографий. Чем и начну делиться не торопясь.

История началась 15 марта. Атомный ледокол "Вайгач" взял под проводку танкер "Варзуга" из порта Сабетта 2 (проект Арктик СПГ-2), чтобы вывести на западную кромку льдов. Но только они отошли от порта, как у танкера  отказал двигатель. Двигатель у него не обычный, а АЗИПОД. Т.е. это винто-рулевая колонка у которой электродвигатель находится под водой в гондоле. У судов оборудованных такой конструкцией и руля нет. Кнструкция напоминает подвесной лодочный мотор. Подробно об этом можно почитать тут: Что такое Azipod?
Вести судно через льды Арктического бассейна без работающего двигателя, не способным управляться нельзя. Да и куда вести - за льдами начинается Баренцево море.
Всем стало понятно, что для  дрейфующего танкера с поломанным двигателем - Обская губа не самое надежное место. Благо, что погодные условия благоприятствовали. Стояло маловетрие и низкие температуры. Лёд, в котором танкер был оставлен, скоро встал припаем, т.е. прилип к берегу и стал неподвижным. Но такой новый припай недолговечен, при сильных ветрах его снова оторвёт. Прорабатывался вариант буксировки к причалам порта Сабетта и ожидания освобождения дороги до Мурманска ото льдов, но тогда аварийное судно стало бы занимать причал и вышло бы из эксплуатации на длительный срок. И в итоге был принят вариант буксировки до кромки льдов и передача буксиру спасателю, для буксировки по чистой воде.

И вот 29 марта два атомных ледокола: "Вайгач" и "50 лет Победы" подошли к месту стоянки т/к "Варзуга". Капитаны ледоколов, обсудив ситуацию, приняли решение, что буксировать будет "50 лет Победы", а "Вайгач", будет идти впереди и прокладывать канал. Танкер стоял на глубинах, обозначенных на карте, предельно малых для такого гиганта, как "50 лет Победы". Посему "Вайгач" начал подходить к "Варзуге", чтобы проложить канал и померить фактические глубины. Справка - у "Вайгача" осадка 9 м, у "50 лет Победы" 11 м. И прорубать канал нужны большие мощности, большие обороты винтов, что для "Победы" не очень комфортно на малых глубинах.
1.




2.




3.




4.




5.




Проложив канал к носу аварийного танкера, сообщив, нам, что глубина достаточная, а/л "Вайгач" освобождает нам дорогу.
6.




7.




Мы в это время - поджидаем рядышком, уткнувшись в припай.
8.




Дали ход назад, и старпомы внимательно наблюдают за "Вайгачем", освобождающим нам место.
9.




10.




Мы развернулись и чуть вращая лопастями трех пятидесятитонных винтов, приближаемся к танкеру.
11.




12.




13.




14.




"Вайгач" в сторонке ожидает начала нашего движения вперед.
15.




Нос "Варзуги" всё ближе.
16.




И ближе.
17.




И ближе.
18.




19.




20.




21.




22.




23.




Когда мы завели буксир на т/к "Варзуга", "Вайгач" начал выходить в голову каравана.
24.




И вот - свершилось. Мы потихоньку нчали движение вперёд и смотрим, что из этого получается.
25.





Все ожидали этого момента. При планировании операции многие высказывались о невозможности провести буксировку танкера без работающих винта и руля.
При нормальной буксировке буксируемое судно должно работать двигателем, вращать винт и управлять рулем. Если винт не крутится - велика вероятность облома лопастей набегающими льдинами. Рулевой должен удерживать мачты буксирующего ледокола в створе, т.е стараться чтобы судно имело тот же курс, что и ледокол. "Варзуга" всё это осуществлять не могла. Посему, при буксировке, имелась большая вероятность облома лопастей танкера. У внимательного и любознательного читателя может возникнуть вопрос: а почему "Победа" ведет на буксире, а менее мощный "Вайгач"  идет впереди и торит дорогу. Объясняю.
Чем больше разница в габаритах и водоизмещении (весе судна) между ледоколом и буксируемым судном, тем легче и проще его буксировать на буксире вплотную.
26.




 "Вайгач" вышел вперёд прокладывать нам канал, по возможности более прямолинейный. Это необходимо, т.к. "Варзуга" не управляется, и чем меньше поворотов, тем надежнее и безопаснее будет движение нашего состава.
27.




Красиво идём!
Опасения, что "Варзуга", без возможности рулить,  будет создавать нам сложности при буксировке, пока не подтверждаются.
28.


Продолжение тут: Аварийная буксировка танкера «Варзуга». Продолжение.. А медведи еще впереди.


Tags: Арктика, Буксировка, РОСАТОМФЛОТ, Северный морской путь, а/л "50 лет Победы", а/л "Вайгач", атомный ледокол, безопасность мореплавания во льдах, весна 2020, ледокольные операции, мореплавание, работа, спасение на море, фото
Subscribe

promo dmitry_v_ch_l may 10, 2011 15:13 35
Buy for 100 tokens
Как устроен атомный ледокол 1. Атомный ледокол "Ямал" 1.1 инфографика 2. Кое-что об устройстве ледокола и не только. 3. Как устроен ледокол (а/л "50 лет Победы") 3.1 Как устроен ледокол (С.Доля Часть 1) 3.2 Северный полюс. Устройство ледокола (С.Доля часть 2) 3.3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →