Дмитрий Викторович Лобусов (dmitry_v_ch_l) wrote,
Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l

Category:
  • Location:

До чего дошел прогресс!

"До чего дошел прогресс! До невиданных чудес:
Опустился на глубины и поднялся до небес."

слова Ю.Энтин

Сегодня я пару слов скажу о ледовой разведке, коя является важнейшей составляющей успешной навигации при плавании по замершей воде.
1.



В стародавние времена (больше двадцати лет назад) на ледоколах в Арктике были вертолеты и гидрологи, в арктических портах - самолёты ледовой разведки и тоже гидрологи.
Пролетев и осмотрев почти половину Арктики на самолете, гидрологи рисовали вот примерно такую карту:


2.

Карта кликабельна. По клику будет актуальная ледовая информация.

Пролетая над ледоколом с самолета сбрасывали пенал, в котором лежала карта ледовой обстановки. Иногда мастерство пилотов зашкаливало и пенал падал прямо на палубу ледокола, но чаще его приходилось поднимать со льда, именно для этого он был окрашен в красный цвет. И в конце рейса в ящике письменного стола в штурманской рубке накапливалось значительное количество красных цилиндров с завинчивающейся крышечкой..

Да, чтобы вам разобраться, что же изображено на карте - можно заглянуть сюда: "Условные обозначения ледовых карт".

Иногда карты передавали с помощью большого факсимильного аппарата, бумага из него выходила чуть влажная, и надо было малость подождать, когда она подсохнет. Бумага была пропитана каким-то химическим раствором. И поэтому радистам за неё давали молоко. Но я малость отвлекся.


Судоводители ледокола таким образом получали информацию об общей картине распределения льда, его характеристиках. Для решения тактических задач в воздух поднимали бортовой вертолёт (или когда давно не было самолётной разведки). Судовой инженер-гидролог осуществлял не только ледовую разведку, но и был штурманом вертолёта. Ведь тогда не было спутниковой навигации, и с помощью нехитрых штурманских инструментов: карты, секундомера, логарифмической линейки, вертолёт улетевший на десятки миль от идущего во льдах ледокола, возвращался назад. Правда не всегда. Иногда случались маленькие несчастья или большие трагедии. Вертолёт мог сломаться и приземлиться на лёд, тогда ледокол мог подойти и поднять вертолёт на борт. Именно для этого кормовые краны ледокола имеют большую грузоподъёмность. Но, к большому сожалению были случаи, когда гибли пилоты и гидрологи. Так в 1999 году 8 марта погиб мой учитель и большой друг Лосев Валерий Михайлович. Именно он научил меня видеть и читать лёд, относиться к нему с уважением и пониманием. Много рассказывал об истории Арктики, её первооткрывателях, имена которых мы видим на наших навигационных картах в названии мысов, островов, заливов, банках. И в 2002 году Постановлением правительства мыс в южной части пролива Югорский Шар назван именем Валерия Михайловича.

Ледовая разведка с вертолёта позволяла более точно, используя малейшие послабления ледового массива, провести ледокол. Помню даже случай, когда ящиками из-под овощей, как вехами, гидролог с вертолёта выложил дорогу ледоколу в Айонском массиве.

Когда с ледоколов убрали вертолёты, по причине новой экономической модели в стране. Ледокольщики остались без глаз, работая в Арктике используя лишь свои знания и опыт. Но... потихоньку, с появлением спутниковой связи, интернета, мы стали получать на борт фотографии поверхности моря со спутников.

3.



Учились их "читать". Графически, с помощью измерителя и навигационной карты, вычисляли координаты ледовых полей, трещин, разрывов ледового массива. Позже такие снимки стали привязывать на берегу к координатной сетке. И на судах, получая такие привязанные снимки, загружали их в программы электронной картографии. Теперь мы видели на электронной карте где точно располагались поля, трещины, разрывы в момент, когда спутник сделал снимок. Но лёд в Арктике не стоит на месте. Под действием ветров, течений, береговой черты и даже вращения Земли  он всё время в движении.  Поэтому скорость прихода снимка на борт ледокола от момента съемки до установки его в электронную картографию очень важный фактор облегчения судоходства во льдах. Вот пример, когда разница во времени составляла лишь несколько часов:

4. Это ледовый снимок в желтых тонах, наложен на электронную карту, где две черные окружности одна в другой с черной стрелкой - это место ледокола.







5. Эта фотография с радиолокатора. Т.е. реальная картина окружающей ледовой обстановки. Здесь ледокол в центре экрана, ведёт за собой грузовое судно, отображенное белым треугольничком.



Обе фотографии сделаны практически в один момент. И видно по характерному затемнению на ледовом поле (обозначено красной стрелкой), что поле немного успело сдрейфовать на восток, с момента фотографирования до момента нашего появления рядом с ним. Но общая картина сохранилась.
Может кто задумается - а зачем ледовая карта, если в радар всё хорошо видно?
Но обратите внимание -  на экране РЛС не видно даже всего поля с черной отметиной, в то время как на снимке на электронной карте видно и поле и еще намного дальше. И судоводитель видит перспективу - куда лучше повернуть, чтобы провести свой караван более легким путём.
Ведь в нашем деле короче - это не значит быстрее и безопаснее.


А вот при проводке газовозов на морском канале Обской губы - ледовая карта нам не поможет. Канал узкий, едем по прямой, никуда не свернуть, ничего не объехать. А весна даёт о себе знать, посему на канале то вода, где у нас винты еле вращаются чтобы придать ледоколу скорость 12 узлов, то тяжелые ледовые поля всю зиму прилипшие к берегу и по сему толстые и торосистые,  где ледокол идёт на полной мощности 2-4 узла.
6.



На сегодня всё.

Tags: Газовоз "Ямал СПГ", РОСАТОМФЛОТ, Северный морской путь, а/л "Ямал", безопасность мореплавания во льдах, весна 2020, лёд, навигация, работа, судоходство, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dmitry_v_ch_l may 10, 2011 15:13 35
Buy for 100 tokens
Как устроен атомный ледокол 1. Атомный ледокол "Ямал" 1.1 инфографика 2. Кое-что об устройстве ледокола и не только. 3. Как устроен ледокол (а/л "50 лет Победы") 3.1 Как устроен ледокол (С.Доля Часть 1) 3.2 Северный полюс. Устройство ледокола (С.Доля часть 2) 3.3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal