№ |
Проект и оператор |
Проектная мощность / год |
Период реализации с участием ФГУП "Атомфлот" |
Опцион с ФГУП "Атомфлот" |
1.1 |
ОАО "Ямал СПГ": обеспечение безопасной ледокольной танкеров СПГ и СГК |
17,4 млн тонн СПГ (включая СГК) с 2022 года |
2014-2040 |
Опцион после 2040 на 10 лет |
1.2 |
ОАО "Ямал СПГ": проект "Портофлот" |
2 |
ПАО "Газпром нефть": Новопортовское месторождение |
8,5 млн тонн сырой нефти |
2014-2025 |
Опцион после 2025 на 4 года |
3 |
ПАО "ГМК "Норильский Никель" |
1,3 млн тонн цветных и благородных металлов, грузов обеспечения |
1975-2027 |
Опцион после 2027 на 2 года |
Князевский представил план развития грузоперевозок по Северному морскому пути. Согласно ему, планируется не только увеличить грузопоток до 130 млн тонн (в 2020 он составил 32,97), но и сократить время доставки до менее чем 10 суток. При этом он отметил, что навигация к этому моменту должна стать круглогодичной.
Фото: из презентации
Кроме того, в задачах - развитие международного транзита в качестве альтернативы для Европы при вывозе на Восток и доставке грузов из Тихоокеанского региона в Европу.
Что касается развития Арктического региона, Атомфлот, будучи основным оператором Севморпути, курирует основной пул ледокольных проводок, работает в акваториях портов на маршруте, обеспечивает доставку грузов, занимается судоремонтом, и оказывает ряд услуг, связанных с отработанным ядерным топливом и с радиоактивными отходами, в том числе участвует в экологических программах по очистке территории в Арктике.
ФЛОТ
Ледоколы проекта 10521 - "50 лет Победы" и "Ямал". Несмотря на то, что атомоходы принадлежат к одному проекту, у них разная ледопроходимость из-за разницы в конструкции корпусов.
Также в составе флота работают два ледокола, построенных в Финляндии и дооборудованных на "Балтийском" заводе". Речь идет о судах проекта 10580 "Таймыр" и "Вайгач", несущих службу уже более 30 лет.
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 с инновационным оборудованием характеризуются ледопроходимостью в 2.9–3 м при скорости примерно в два узла в ровных припаянных льдах.
- "Арктика" - головное судно проекта. Сейчас на "Балтийском заводе" строится четыре серийных ледокола. Князевский доложил об их готовности на сегодняшний день.
- Первый серийный УАЛ "Сибирь" находится в технической готовности в 87,8%. Сдача запланирована на 31 августа.
- Второй ледокол "Урал" готов на 67,52%, завод планирует его сдать 30 сентября 2022 год. Оба судна находятся на плаву.
- Готовность третьего ледокола "Якутия" на сегодня составляет 15,16%. Его должны будут передать заказчику 20 декабря 2024 года.
- "Чукотка" - четвертый атомоход серии, согласно срокам, сдадут 20 декабря 2026 года. Его готовность на данный момент - 0,98%. Эти суда находятся на наклонном стапеле, формируются корпуса.
"Строительство серийных ледоколов, по сравнению с головным, в чем-то идет легче, в чем-то сложнее - сказал Константин Князевский журналистам в ответ на вопрос, о том, проще ли строить "Сибирь" и "Урал". - Я бы не сказал, что с ними намного проще. Особенно первый серийный, который шел практически вместе с "Арктикой". На него сейчас тоже необходимо вносить изменения, которые выявились в процессе испытаний. Это довольно сложно, учитывая, что во многом ледокол был уже готов.
При этом, конечно, мы надеемся, что удастся избежать каких-то серьезных ошибок, и серийный будет легче достраивать и испытывать перед вводом в эксплуатацию".
Конференция "Арктика. История и современность" / Фото: Корабел.ру
Также "Атомфлот" выступает заказчиком и ведет технический контроль за строительством нового турбоэлектрического атомного ледокола "Россия" на ССК "Звезда" на Дальнем Востоке. На данный момент он находится на этапе формирования корпуса. Новейший атомоход сможет преодолевать льды до 4,3 м. Докладчик отметил, что сейчас льдов такой толщины в Арктике практически нет, только в условиях торошенного льда. Главные особенности эксплуатация "России" - скорость до 14 узлов, а также круглогодичное движение судов по трассе Северного морского пути.
ПОРТОВЫЙ ФЛОТ
"Атомфлот" заказывал и участвовал в строительстве пяти судов для выполнения различных задачи, одни спроектированы для летнего периода времени, другие для осенне-зимнего. В их числе для проекта "Ямал СПГ":
- Ледокольный буксир проекта 3687 "Надым" мощностью 6,4 МВт
- Портовый ледокол проекта проекта Aker ARC 124 "Обь" мощностью 12 МВт
- Портовые буксиры проекта Т3150А "Пур" и "Тамбей" мощностью по 3,8 МВт
- Ледокольный буксир проекта Т40105 "Юрибей" мощностью 7 МВт
Особенно был отмечен портовый ледокол "Обь", построенный на "Выборгском судостроительном заводе" по финскому проекту. Этот буксир, оснащенный четырьмя азиподами, характеризуется высокой маневренностью. Сейчас он выполняет свои функции в порту "Сабетта", обеспечивает очистку причалов для постановку газовозов. Поскольку газовозы перемещаются по строгому расписанию, комплекс по обеспечению транспортной проходимости здесь особенно важен и подвержен контролю.
СВЕРХРАННИЕ РЕЙСЫ
Одним из первых шагов к обеспечению круглогодичной навигации по СМП станут сверхранние рейсы. Их будут выполнять танкеры СПГ под проводкой атомных ледоколов. Эту работу "Атомфлот" ведет совместно с "Совкомфлотом" - компанией-судовладельцем.
Князевский рассказал, что в мае 2020 года газовозы совершили два рейса по Северному морскому пути. Обычно навигация на этом маршруте начинается в конце июня-начале июля. Навигацию обеспечивали ледоколы "Ямал" и "50 лет Победы", перевозку осуществляли танкеры "Кристоф де Маржери" и "Владимир Воронин". Первый преодолел Севморпуть за 12,5 суток при средней скорости в 8,4 узла. "Владимир Воронин" вышел позднее и его маршрут немного отличался. Его скорость была около 11,3 узлов, его путь занял девять суток.
Фото: из презентации
Следующий этап логистического эксперимента прошел уже в этом году. 7 февраля "Атомфлот" взял под проводку "Кристоф де Маржери", шедший с востока, и провели его в Сабетту. Средняя скорость судна была 8,6 узлов. При этом было отмечено, что обстановка в этом году несколько отличалась от прошлых лет в связи со сложным температурным режимом.
Фото: из презентации
ФУНКЦИОНАЛ ГИС-ПОРТАЛА АСУ ШТАБА МОРСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Несколько слов, как водится, было посвящено технологиям. На сегодняшний день на базе "Атомфлот" функционирует автоматизированная система управления морскими операциями, которая обеспечивает контроль за ледовой обстановкой. Комплекс позволяет формировать рекомендации по работе судов и разрабатывать оптимальные маршруты. Данные собираются со спутников и метеослужб, а также непосредственно с судов. Далее вся информация обрабатывается, из чего складывается прогноз по обстановке с возможностью подбора наиболее оптимальных путей движения и сокращения времени в пути.
Функции АСУ в акватории Северного морского пути: - Мониторинг движения судов - Контроль развития ледовой обстановки - Выработка и построение оптимальных маршрутов - Составление подробных прогнозов погоды на конкретных участках - Сбор хронологической статистической информации о проходе судов, включая скоростные параметры - Структурированное хранение информации по гидрометеорологических и ледовых условиям - Сопоставление и анализ фактической гидрометеорологической и ледовой обстановки, поступаемой с судов, с прогнозами - Предоставление судоходным компаниям сервиса возможности самостоятельного безопасного плавания (планирование маршрута с уетом навигацоинных и ледовых ограничений, предоставление гидрометеорологического обеспечения) - Обеспечение маршрутов собственных судов "Атомфлота" и судов заказчиков данной услуги, с целью оптимизации логистических операций и исполнения контрактных обязательств.
После доклада Константин Князевский ответил на вопросы журналистов, в том числе касательно актуальности и задач новых ледоколов в связи с глобальным потеплением.
"На сколько потепление "глобальное", это еще как посмотреть. Как я уже говорил, этот год был достаточно тяжелым для нас с точки зрения ледовой обстановки. Низкие температуры в Арктике держались очень длительный период времени. Лед хорошо намерз.
Если судить по ежесуточным отчетам, то мы видим, что ледоколы часто работают набегами, а суда с грузом двигаются на ледоколах-буксирах. Поэтому ледоколы нужны, чтобы сделать Севморпуть более доступным для многих судовладельцев, так как это более короткий путь из Европы в Азию.
Если мы говорим о ледоколе проекта "Лидер", то его мощность, наверное, для круглогодичных целей избыточна. Он позволит работать в зимний период времени в соответствии с четким расписанием.
Нас, производственные компании, жизнь приучила к тому что, мы должны работать стабильно, в соответствие с графиком. Это не научно-исследовательские рейсы, которые нужно выполнить любой ценой, невзирая на время.
Я много лет работал на Енисее с мелкосидящими ледоколами, которые ходили по расписанию. Местные жители, которым нужно было добраться в Дудинку, знали точное время рейса. Это как трамвай, обеспечивающий транспортировку по строгому расписанию движения. Так что здесь такая же задача". |
Journal information