В последнее время у наших ледоколов работы стало больше. За последние три года значительно вырос транзитный грузопоток по Северному морскому пути, это крупнотоннажные суда под иностранным флагом: как танкеры, так и сухогрузы. Поэтому, особенно в летний период, увеличилась потребность в ледоколах на трассах Севморпути.
Андрей Смирнов заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот»
Если брать данные по транзиту, то мы уже перешагнули рубеж прошлого года. Тогда было перевезено 830-840 тысяч тонн груза, сейчас мы перевалили за миллион тонн и до конца навигации, которая продлится еще почти 2 месяца, приблизимся к 1 миллиону 200 тысяч. По сравнению с минимальным грузопотоком на Севморпути в 90-е годы, который составил порядка 1,5 млн. тонн, сейчас мы уже перевалили за 3 млн. тонн.
Объемы внутриарктических перевозок сохраняются на прежнем уровне. Мы продолжаем работать с «Норильским никелем» зимой на Енисее, с морским портом Витино в Белом море, а также выполняем работы по обеспечению строительства порта Сабетта. Востребованность ледоколов выросла в результате строительства трубопровода в Байдарацкой губе. Также мы ведем переговоры с «Росморпортом» об использовании ледоколов на Балтике в Финском заливе. Пока нам ледоколов хватает, и даже если грузопоток вырастет, будем стараться изо всех сил, но с ситуацией справимся.
Будем надеяться, что «ледокольная пауза» нам не грозит. Сейчас в конце года - в начале следующего заканчивается рабочий проект нового ледокола, «Балтийский завод» обещает к концу 2017 года сдать первый ледокол нового поколения ЛК-60. Он будет иметь переменную осадку, то есть сможет работать как линейный ледокол на морских участках, так и на мелководьях, поэтому заменит, прежде всего, мелкосидящие ледоколы. Кроме того, он будет мощнее действующих (вместо 75 тысяч лошадиных сил у него почти 90). А до тех пор мы вполне сможем обепечить ледокольное сопровождение теми судами, которыми располагает «Атомфлот».
Старые ледоколы будут постепенно выводиться из эксплуатации. Есть несколько вариантов графиков их вывода. Первый - проектный, при котором время списания ледокола наступает, когда судно нарабатывает 100 тысяч часов. Но, с учетом такого графика, у нас уже не осталось бы ни одного ледокола. Поэтому ресурс практически всех ледоколов продлен до 150 тысяч часов, а крупных ледоколов - до 175 тысяч часов. К примеру, атомный ледокол «Арктика» уже выработал этот ресурс.
Мы начнем вывод ледоколов из эксплуатации в начале 2014 года. На это время намечено окончание эксплуатации атомного ледокола «Россия» (он будет третьим после «Арктики» и «Сибири»). Следующим выходит из эксплуатации ледокол «Ямал», который с учетом продления ресурса будет работать до 2021-2022 годов. К этому времени будет выведен из работы ледокол «Россия», а также будет «на выданье» «Таймыр» или «Вайгач». В результате, в работе сохраняем 4-5 ледоколов.
Ресурсы атомохода «Советский Союз» сейчас не тратятся, поскольку он стоит в резерве уже 6 лет. При вводе в эксплуатацию он сможет работь до 2024-2025 годов. Говоря о графике вывода ледоколов, мы не рассматриваем ледокол «50 лет Победы», который только в 2007 году вступил в строй, для него это далекая перспектива, не раньше 2030 года.
По нашим прогнозам, потребность в ледоколах заметно вырастет после 2016 года, когда будет ввведен в строй порт Сабетта и танкерам потребуется проводка. Осуществлять ее будут мелкосидящие ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», которые начнут эту работу к концу 2017 года. Сейчас они работают на речных участках - на Енисее, Оби, но в связи с тем, что будет проведено дноуглубление на выходе из Обской губы, ледоколы типа «Арктика» будут способны работать и в этом направлении.
Кроме того, аналогичная работа для нас связана и с Новопортовским месторождением, разве что на 150-170 миль южнее Саббеты и я думаю, что мы объединим эти линии. К этому времени, по плану строительства новых ледоколов, в конце 2017 года должен появиться ЛК-60. И дальше каждые полтора-два года будет вводиться очередное судно. Постановление правительства о финансировании серии из трех новых ледоколов уже есть.
Сейчас много говорят о глобальном потеплении, но это нас не смущает. В любом случае зимой замерзает даже Кольский залив. Я допускаю, что в Арктике несколько лет, может быть даже десятков лет, будет период безледокольного плавания. Летняя навигация будет расширяться, в перспективе судоходной станет не только запад, но и вся трасса Северного морского пути, вполне возможно она будет круглогодичной. Но если посмотреть историю климата нашей планеты, такие периоды неоднократно повторялись.
На данном этапе нам природа помогает привлечь иностранные группы, и увеличить грузопоток по Северному морскому пути. И компании, которые пришли на север, будут строить суда более адаптированные к северным условиям, соответственно и более мощные ледоколы. У нас уже есть практика проводки крупнотоннажных судов. В легких льдах хватает и одного ледокола, он просто расталкивает дрейфующие льды, а омывающее устройство, которое есть в ледоколах, разгоняет мелкий лед, и оставляет канал гораздо шире. Самые широкие пароходы, которые были на трассе, все равно в пределах 50 метров. А в порту Сабетта будут грузиться газовозы шириной до 54 метров.
Сейчас отрабатывается практика проводки двумя ледоколами, когда идет один ледокол, а за ним другой с наветренной стороны расширяет канал. В результате получается практически двойной канал, вполне достаточный для проводки любого из современных судов. В проводках все учтено, это целая наука, а может даже больше - искусство.
Если смотреть совсем далеко вперед, то у нас есть программа развития «Атомфлота» на 30 лет и в общем перспективы, если не радужные, то хорошие. Грузопоток в Арктике будет увеличиваться по среднеоптимистичному прогнозу до 30 млн. тонн, одна Сабетта будет давать больше 16 млн. тонн. Так что работа ледоколам будет, а это главное.
http://www.arctic-info.ru/ExpertOpinion/Page/-potrebnost_-v-ledokolah-virastet-posle-2016-goda---
Journal information